Виды, свойства, функции и развитие внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:04, реферат

Краткое описание

В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину «внимание», определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

Содержание

Введение:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Общие понятия о внимании.
2. Основные функции внимания.
а) направленность внимания;
б) сосредоточенность, углубленность в деятельность;
в) контроль и регуляция деятельности.
3. Формы проявления внимания.
а) интеллектуальное внимание;
б) сенсорное внимание;
в) моторное внимание.
4. Теории внимания.
5. Физиологическая основа внимания.
а) ориентировочный рефлекс;
б) закон индукции нервных процессов;
в) принцип доминанты;
г) нейрофизиологические процессы.
6. Виды внимания.
а) непроизвольное внимание;
б) произвольное внимание;
в) послепроизвольное внимание.
7. Основные свойства внимания.
а) устойчивость внимания;
б) концентрация внимания;
в) распределение внимания;
г) переключение внимания;
д) объем внимания;
8. Отвлекаемость внимания (внешняя и внутренняя).
9. Рассеянность (мнимая и подлинная).
10. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания.
III. Заключение. Развитие внимания и внимательности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Психология»

 

На тему: «Виды, свойства, функции и развитие внимания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.ЗЭК-13

Бабич Маргарита Павловна

Руководитель:

Старший преподаватель

Чумакова Елена Юрьевна

 

 

 

Содержание: 

 

          Введение:

I. Вступление.

II. Основная часть.     

1. Общие понятия о внимании.     

2. Основные функции внимания.          

 а) направленность внимания;         

 б) сосредоточенность, углубленность  в деятельность;         

 в) контроль и регуляция деятельности.      

3. Формы проявления внимания.          

 а)  интеллектуальное внимание;          

 б)  сенсорное внимание;          

 в)  моторное внимание.     

4. Теории внимания.     

5. Физиологическая основа внимания.           

 а)  ориентировочный рефлекс;          

 б) закон индукции нервных  процессов;          

 в) принцип доминанты;          

 г) нейрофизиологические процессы.      

6. Виды внимания.          

 а) непроизвольное внимание;          

 б) произвольное внимание;          

 в) послепроизвольное внимание.     

7. Основные свойства внимания.          

 а) устойчивость внимания;          

 б) концентрация внимания;          

 в) распределение внимания;          

 г) переключение внимания;          

 д) объем внимания;     

8. Отвлекаемость внимания (внешняя  и внутренняя).     

9. Рассеянность (мнимая и подлинная).    

10. Индивидуальные и возрастные  характеристики внимания.

III. Заключение. Развитие внимания  и внимательности.  

 

 

  

 

 

  

                                                                

                                                                                                                Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания- как фундаментального так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти многих авторов.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что «явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но как ни странно, это не так, и в учебниках психология внимание, как правило занимает скромную и незаметную позицию». Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой «внимание» довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться.

В своей работе я постаралась дать наиболее полное определение термину «внимание», определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.

В своем реферате я использовала работы таких авторов, как Иванов М.М., Леонтьев А.Н., Немов Р.С. и других.

 

 

 

 

 

  

 

 

  

 

I. Вступление. 

 

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать           ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ? 

 

II. Основная часть. 

1. Общее понятие  о внимании. 

 

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается  в степени сосредоточенности  на  объекте;

2) устойчивость характеризуется  длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение  определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется  количеством одновременно воспринимаемых  объектов;

4) распределение - способность одновременного  выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять  направленность внимания, переходить  от одного вида работы к  другому.

Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.   

 

ВНИМАНИЕ:

          Формы проявления:                                                  Параметры:

 

Внимание

направлено на:

         движение

     моторное

        мышление

        интеллектуальное

         восприятие

     сенсорное


концентрация

устойчивость

объем

распределение

переключение




 

 

 

Типы:

характеризуется

            непроизвольное

          отсутствием целенаправленного  волевого акта

          произвольное

    наличием целенаправленного волевого акта

            послепроизвольное

           целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий 


 

  

 

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными. 

 

2. Основные функции  внимания. 

 

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить  прежнего разговора. Я настроилась на вторую группу  отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокая значимость сигнала ( а не его интенсивность ), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же  время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он ( этот предмет ) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного ( внешнего ). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании.  Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.  

 

3. Теории внимания.  

 

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или тягостное  или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

4. Внимание как результат апперцепции,  т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет  основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека;

2) по своей функции внимание  представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или  внимание, не имеет отдельного  особого результата;

4) с точки зрения внимания, как  деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования  новых умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. 

Информация о работе Виды, свойства, функции и развитие внимания