Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:48, контрольная работа
В соответствии с темой контрольной работы рассматрим следующие задачи:
Выявить причины возникновения семейных конфликтов;
Классифицировать семейные конфликты;
Определить возможности предупреждения и разрешения семейных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………2
Понятие семейного конфликта. Функции семейных конфликтов
1.Семейный конфликт конфликтная ситуация……………………….5
2.Особенности развития семейных конфликтов…………………….13
3.Классификация семейных конфликтов…………………………….17
4. Стратегии поведения партнеров в семейных конфликтах. Пути их регулирования………………………………………………………….23
5.Последствия семейных конфликтов……………………………… 29
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………...34
"Семейная тревога". Под "семейной тревогой" понимается состояние нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из супругов. Особо оно проявляется после очередного обширного семейного конфликта. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися прежде всего действий других членов семьи. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в другом человеке: его чувствах, его поступках, его потребностях, его действиях и т. д. Важным аспектом этого состояния является также чувство беспомощности, ощущение неспособности убедить другого и изменить ход событий, направить его в нужном направлении. Типичными для индивидов с "семейной тревогой" являются высказывания типа: "Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно кончится это скандалом", "Часто бывает, хочу сделать хорошо, а оказывается все плохо". Член не ощущает себя значимым действующим лицом в семье.
Семейно-обусловленное "непосильное нервно-психическое напряжение". Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее членов несколькими способами.
1. Создание для индивида
ситуации постоянного
2. Создавая препятствия для проявления членом семьи определенных, чрезвычайно важных для него чувств, удовлетворения важных потребностей (неимоверных усилий стоит длительное время скрывать свои антипатии к другому, сдерживать чувство протеста против вмешательства другого во взаимоотношения двух членов семьи и т. п.).
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у одного из супругов, семья может участвовать в создании нового конфликта потребностей у индивида прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение.
Наиболее характерными признаками нервно-психического напряжения являются: раздражительность, "нервный человек", резко сниженный фон настроения ("все стало немилым"), сон неглубокий, с частыми пробуждениями, приступы ярости и др.
"Состояние вины", связанное с супружеским конфликтом. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом, может достигать значительной интенсивности в силу конфликтных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями индивида могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, всех ссор и неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является. Типичными высказываниями в таких случаях являются: "Нередко чувствую себя лишним домом", "У меня ощущение того, что я виновник всех бед, всех скандальных ситуаций". Подверженные этой психотравме индивиды сообщают, что часто замечают критические взгляды членов семьи, им нередко кажется, что членам семьи неудобно перед друзьями и знакомыми за них.
Трудно переоценить воздействие семейных отношений на психическое состояние супругов и каждого члена семьи в отдельности. Размолвки, не сложившиеся взаимоотношения в семье отрицательно влияют на настроение мужа или жены, что вызывает цепочку явлений, отражающимся и на других аспектах деятельности (профессиональную, деформирует систему ценностей и установок, активизирует негативную часть стимулирующих мотивов, развивает неверие в самого себя, свои способности и реальность жизненных целей и намерений и т.д.).
Заключение
Конфликты - неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии - гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объекты конфликтологии - социальные или внутриличностные - в обозримом будущем вряд ли претерпят существенных изменений.
Список использованной литературы :
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ,2004.
2.
Гришина Н.В. Психология
3.
Дружинин В.Н. Психология
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.,2009.
5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 2000.
6. Учебник. 2-е изд Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. - Спб.: Лань,2000.
7.Козрев
Г.И. Введение в
8. Психология. Учебник/Под ред. А.А. Крылова - М.:Проспект,2 изд.-2003.