Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:19, реферат
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления
отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю,
волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов,
ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в
форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный
момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим
людям, к самому себе и т. д.).
1. Общее представление об эмоциях_ - 2 -
2. Роль эмоций_ - 3 -
3. Проявление эмоций_ - 5 -
4. Механизмы эмоции_ - 6 -
5. Управление эмоциями_ - 7 -
6. Эмоции и личность_ - 8 -
7. Расположение эмоций по выражению лица_ - 11 -
8. Список литературы_ - 14 -
переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при
многих эмоциях как
вторичное приспособительное
мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею
страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе
напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса - Ланге,
отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие
при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают
качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти
физиологические изменения развертываются медленно, в то время как
эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют
физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда
последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и
физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов. Он
утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений,
необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального
напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации,
необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения
чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,
приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает
извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут
быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в
спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы
достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность
которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно
важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.
5. Управление эмоциями
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они
могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить
человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к
другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее
проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
ü сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических
приемах, а не на значимости результата;
ü снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию
меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не
очень-то и хотелось»;
ü получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
ü разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай
неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
ü откладывание на время достижения цели в случае осознания
невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
ü физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать
в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться
какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка
происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по
комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение
мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной
формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
ü написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины,
вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей
замкнутых и скрытных;
ü слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней
Греции (Гиппократ);
ü изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией
Джемса-Ланге);
ü активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
ü мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной
тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при
помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за
того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает,
воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному
состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться,
посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже
поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из
организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему.
6. Эмоции и личность
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно
выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка
и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как
органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные
чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению,
элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с
удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с
обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами
деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на
материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства
связаны с моралью и
людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс
и результат удовлетворения потребности.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим
параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости
возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных
(стенических) или
эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств,
а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека
выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на
поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют
(аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти,
мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая.
Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно
содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.
Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для
человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и
побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве
обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной
устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед
другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда
последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и
решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от
них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и
особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически
сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.
Юмор — это
эмоциональное проявление
кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем,
что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания
хорошего настроения. Ирония
- это сочетание смеха и
отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать
недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно
содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде.
Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет
собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Трагизм - это
эмоциональное состояние,
добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и
жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных
взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его
обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо
отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое
время писал Спиноза:
«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют
сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем большей
ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении
другого...».
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же
или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им
овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому...»
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было
удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви
любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к
тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно
уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы
никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот
будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам
подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может
быть уничтожена любовью...»
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь
будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не
предшествовала...»
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как
личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего
задумывается о каких-то психических или физических характеристиках
любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для
него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем
не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни
был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим
подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и
психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему,
психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала,
формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим
достоинством.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные
точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут
развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими
его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения
выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека,
как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых
противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно
связать каждую из представленных точек зрения с разными классами
эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные
проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не
случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых
личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно.
Все связываемые с ними
качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии
сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом
плане.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их
обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в
направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний
человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии