Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:04, реферат
Целью данного исследования является изучение влияния СМК на школьников.
Объект исследования: Средства Массовой Коммуникации
Предмет исследования: Средства Массовой Коммуникации как фактор социализации школьников
1. Введение
2. Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника
1.1 Сущность процесса социализации
1.2 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.3 Информационная среда и проблемы социализации младших школьников
3. Глава II. Изучение теоретической сущности влияния современных средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника
2.1 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
4. Глава III. Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
5. Заключение
6. Список литературы
Что касается новостей, то только один ребенок в ответе на этот вопрос упомянул о насилии ("там можно узнать, кого убили"), хотя вопрос о насилии в новостях специально не задавался. Одно упоминание о насилии почему-то проскочило в ответе на вопрос о рекламе ("там показывают дурацкое все... убивание"). Это, очевидно, можно объяснить смешением представлений о рекламе и новостях. Проследить влияние рекламы сложнее. Нельзя сказать, что дети сразу вспоминают много примеров из рекламы или начинают ее цитировать. Правда в заданной обстановке трудно наблюдать такое явление, его проще проследить в повседневном наблюдении. На вопрос о рекламе 31 респондент ответил, что любит ее смотреть, 13 - что нет, и 3 затруднились ответить. Большинству нравится реклама, а значит, они ее смотрят с удовольствием и достаточно часто. Те же, кому реклама не нравится, как и предполагалось, называли причины в основном с родительских слов ("глаза только портятся", "когда ты смотришь, вообще нельзя ни один фильм посмотреть", "это просто ерунда" и т.д.). Что же касается того, что больше запоминается детям из рекламы, то на первое место выходят продукты питания и особенно сладости - то, что хотелось бы получить от родителей. К этому можно прибавить "Сотовый телефон" и "Компьютер". Остальная рекламируемая продукция мало связана или никак не связана с детьми (они могут знать о ней, если только родители этим пользуются) и оседает в памяти только посредством частого просмотра данной рекламы: это телефонная сеть "МТС", крем, порошок и др. Особенно интересно, когда мальчик называет рекламу "про губные помады", а после него девочка - "про бензин". Технически большинство детей освоились в системе видеопросмотра: 32 из 50 умеют самостоятельно включать видеомагнитофон. А вот зависимость детского телепросмотра от родителей пока сохраняется приблизительно 50/50 (из 36 детей 15 спрашивают разрешения включить телевизор или видео, 13 - включают, не спрашивая, четырем - включают только родители, 2 - иногда включают сами, 2 - спрашивают про видео, а про телевизор - нет). Ответы на вопрос, смотрят дети телевизор одни или с кем-то, распределились так: 20 респондентов ответили, что одни, 9 - иногда одни, а иногда нет, 16 - не одни, 1 - "я смотрю один, а когда папа что-то смотрит, я все тоже смотрю", 1 - затруднился ответить. Перевес на стороне тех, кто смотрит телевизор не один, а с кем-то из семьи, хотя бы иногда (26 из 50), то есть либо телепросмотр контролируется родителями, либо, наоборот, ребенок смотрит все, что смотрят родители. Также мы попросили детей нарисовать, что им нравится смотреть по телевизору. И вот результаты. Большинство (70%) нарисовали сцены из "Тома и Джери", различных "Звездных войн", даже боевиков! (Правда, около 17% детей нарисовали героев отечественных добротных мультфильмов). Так, можно видеть, что дети сильно включены в процесс освоения мира через телевидение (т.е. средства массовой информации). Они уже достаточно самостоятельно ориентируются в телевизионных процессах как в техническом отношении (самостоятельность обращения с теле - и видеотехникой), так и в выборе передач и фильмов. Степень их самостоятельности в области СМИ заставляет задуматься и учителей, и родителей. В российских законах прописано, что доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7-10%от эфирного времени, иначе телеканал может потерять лицензию. [7;12] Но увы не все телеканалы это выполняют, т.к в 1990г произошла коммерциализация телевидения.
Ниже приведенные цифры - это эфирное время, предоставленное для детских телепередач
Можно сделать вывод, что жестко ограниченное количество детского вещания ставит детей перед выбором: смотреть передачи «для взрослых», либо подстраиваться под программу телепередач. Зачастую программы для детей показывают в самое неподходящее время.
Comedy club |
28.1% |
Наша Раша |
15.6% |
Дом-2 |
0% |
Интуиция |
6.3% |
КВН |
12.5% |
Большие гонки |
12.5% |
Своя игра |
9.4% |
К борьеру |
6.3% |
Снимите это немедленно |
3.1% |
Что? Где? Когда? |
6.3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы определи теоретические основы проблемы влияния Средств Массовой Коммуникации на школьников. Проанализировав теоретическую литературу по данной теме определили, что структуру СМК составляют Средства Массовой Информации, телекоммуникация и информатика.
Определили,
что школьники поддаются
Можно сказать, что средства массовой коммуникации в процессе социализации и воспитания играют двойственную роль. Надо иметь в виду, что СМК как социальный институт (печать, радио, телевидение) влияют на человека не только с помощью трансляции, но и через представление образцов поведения героев телепередач, кинофильмов.
Из теоретической литературы мы выделили социально-педагогические требования к СМК в школьном возрасте.
1) СМК должны
соответствовать возрастным
2) Лучше, если
главный герой является
3) Дети всегда
ассоциируют себя с главным
героем произведения, будь то
персонаж программы или
4)Использование
СМК не должно вызывать у
ребенка переутомление, т.е.
5) СМК не должны
обладать следующими
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ