Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 17:14, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки.
Введение:
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально
своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства. Обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки.
Наследственность – одна из причин формирования характера.
Психологи, стоящие на позициях
идеализма и механицизма, объясняют различие
тем, что люди неодинаковы от природы по
своим наследственным свойствам. Эти психологи
считают многие или все свойства характера
наследственными и потому не отличают
их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон).
В действительности, однако, наследственные
свойства организма только одно из условий
происхождения свойства характера. Определяются
же свойства характера не биологическими
закономерностями наследственности, а
общественными закономерностями. Наследственное
происхождение свойств характера убедительно
отвергается при изучении одно яйцевых
близнецов. Наследственные свойства гомозиготных
близнецов совершенно одинаковы. Ученые
исследовали близнецов, которые были взяты
на воспитание в разные семьи, различающиеся
по своему социальному положению, материальному
и культурному уровню. По свойствам темперамента
такие близнецы очень сходны. Между тем
по свойствам характера они отличаются,
и чем старше, тем в большей степени. Следовательно,
даже при совершенно одинаковых наследственных
свойствах организма у людей, развивающихся
и воспитывавшихся в разных социальных
условиях, образуются разные свойства
характера. Люди не рождаются правдивыми
или лживыми, лентяями или прилежными,
добрыми или злыми люди становятся такими.
Зависимость характера от прижизненных
условий подтверждается и его физиологической
основой – условно рефлекторными функциональными
состояниями, образующимися благодаря
определенной системе внешних воздействий.
Пути и формы воспитания характера школьника.
Воспитывающий характер начального обучения дает возможность ребенку постепенно усваивать моральные требования, которые ему необходимо соблюдать как члену социалистического общества. В процессе чтения, во время бесед, в яркой и интересной форме, вызывающей определенные положительные эмоции, ребенок усваивает, в соответствии с его возрастом, определенные нормы общественного поведения, общественных отношений. Ученик знакомится со славными делами, поступками, трудовыми ратными подвигами советских людей, восторгается ими и сам желает быть таким, он эмоционально переживает то, о чем слышит и читает, и это особенно запечатлевается в его памяти. Ребенок знает о направленности деятельности людей, у него возникает желание следовать за этими людьми, но еще отсутствуют умения и практический опыт.
Усвоенные детьми моральные требования, понимание их надо связать с моральным практическим опытом школьников. С I класса дети хорошо усваивают принципы морали: человек человеку — друг, товарищ и брат. Один за всех, все за одного.
Включение ребенка в практические дела (помощь дома, помощь товарищам), контроль за их выполнением, обсуждение этих дел и создает условия для приобретения детьми морального опыта, закрепления опыта поведения, который постепенно становится привычным, становится чертой характера. Эти первоначальные основы морального опыта очень существенны для дальнейшего формирования характера.
Изучение характера ребенка — длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или иным учеником, он должен вести запись своих наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Необходимо особенно пристально изучать проявление волевых черт характера ребенка.
При изучении учащихся следует помнить слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничними, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Информация о работе Влияние наследственности на формирование характера