Влияние религиозности на нравственные представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой, является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.
Задачи работы:
1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.
2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.

Содержание

Введение
1 Обращение как психологическое явление или мистика
1.1 Понятия обращения
1.2 Мотивы обращения в религии
2 Личностно значимые компоненты
3 Религиозная личность. Влияние религиозности на поведение
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние религиозности на нравственные представления.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Тысячи лет назад  человечество создало теизм, и затем  появился монотеизм. Теперь, полагает Франкл, нужен следующий шаг к  монантропизму: вместо веры в единого бога — вера в единое человечество.

Для логотерапии, заключает  Франкл, религия может быть лишь предметом, но не почвой, на которой  она стоит. Она рассматривает  веру в бога как более широкую  веру в смысл. В ее понимании задаваться вопросом о смысле жизни — это и значит быть религиозным.

Такое понимание религии  можно считать характерным для  современных исследований в этой области в рамках психоанализа.

Основная мысль работы одного из ведущих теоретиков этого  направления Э. Фромма «Психоанализ и религия» такова: «Неправда, что мы должны отказаться от заботы о душе, если не придерживаемся религиозных воззрений. Психоаналитик обязан изучать человеческую реальность, которая скрывается и за религией, и за нерелигиозными символическими системами. Он понимает, что весь вопрос не в том, возвратится ли человек к религии и вере в бога, но в том, живет ли он в любви и мыслит ли он по истине. Если это так, то употребляемые им символические системы второстепенны.

Если же нет, то они  вообще не имеют значения». На психологическом уровне работают одни и те же механизмы, обеспечивающие решение соответствующих потребностей.

Но это не снимает  вопроса о психологическом воздействии  на личность со стороны институциональной  религии и тех средствах, которые  она использует.

Так, религиозное утешение не ограничивается воздействием на сознание (идея «посмертного воздаяния»). Оно  реализуется и на уровне функционально-психологическом. У человека существует потребность  в психологической «разрядке», катарсисе (греч. katharsis — очищение). Это понятие употребил Аристотель, анализируя воздействие античной трагедии на зрителя. На сцене происходят события, вызывающие тяжелые, подчас просто мучительные переживания, но в результате возникает эмоциональная разрядка, чувство освобождения, «очищения». Динамический стереотип протекания эмоциональных процессов свойствен катарсису, чем бы он ни вызывался. Он лежит в основе религиозного богослужения и индивидуальной молитвы, которые могут способствовать трансформации отрицательных переживаний в положительные, освобождению от «душевного страдания», просветлению, утешению.

Молитва на самом деле способна приносить глубоко верующему  человеку облегчение и утешение, психологически здесь действует тот же механизм, который вызывает катарсис.

Религия использует многочисленные «психотехнические» приемы: внушение, подражание, эмоциональное заражение, ритмические повторы в богослужении, посты и другие способы, вызывающие экстаз.

Одна из психологических  потребностей человека — потребность  в том, чтобы высказать наболевшее, облегчить душу, открывшись другому человеку. Религиозный способ удовлетворения этой потребности — исповедь.Католическая и православная церковь видят в ней «таинство», т. е. важнейший обряд, через который верующий получает «божественную благодать». Для человека нелегко решиться открыть душу другому, трудно найти человека, который вызывал бы доверие. Церковь предлагает готовую форму, профессионального исповедника, гарантирует тайну исповеди. В своей основе это психологический процесс, который может функционировать только на основе соответствующей потребности, свойственной человеку вне зависимости от его отношения к религии.

Наряду с упомянутыми  средствами психологического утешения и преодоления отрицательных  эмоций важную роль играет медитация (от лат. meditatio — размышление). Цель медитации — достижение глубокой сосредоточенности, состояния отрешенности от внешних обстоятельств и собственных переживаний, повседневных забот. Приемы и способы медитации были разработаны прежде всего в восточных религиях (в индуизме, буддизме) и использовались в качестве составной части культовых действий. Сегодня она используется в медицине, в педагогической деятельности.

Таким образом, на психологическом  уровне религия сводится к функционированию систем, которые сами по себе не являются специфически религиозными (катарсис, исповедь, медитация), но обеспечивают возможность психотерапевтического воздействия и для религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые стереотипы поведения, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной. Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование.

Поэтому он сохраняет  устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством  стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки. Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности).

В данной работе была предпринята  попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1 Использовать основные  поведения на группы, именуемые  тоталитарными сектами, деструктивными способом.

2 Актуализировать стереотипы, либо дать возможность о них  забыть, если они негативные целенаправленно воздействовать позитивно методами психологического влияния.

3 Провоцировать ситуативное  поведение (слова, поступки и  т.д.).

Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). В данной работе авторами были рассмотрены теоретические основы адаптации. У глубоко верующих людей их религиозные идеи, образы и устремления становятся как бы центром психической жизни и накладывают отпечаток на все содержание их сознания.

Все познавательные, эмоциональные  и волевые процессы в их сознании связываются в той или иной степени с верой в сверхъестественное и тем самым приобретают специфическую направленность. Иначе говоря, у верующего человека образуется своеобразная система ценностных ориентации и социальных установок, благодаря которой вся информация, все впечатления из окружающего мира подвергаются фильтру и переработке с религиозных позиций.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Чалдин Р. Психология влияния и обращения. Питер 2000 С.167-170.
  2. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001 С.168.
  3. Кабаченко Т.С. Мотивы методы психологического обращения к религии.-М: Педагогическое общество России, 2000 C.71-75
  4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 2006
  5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 2003.N 4 С.8-13
  6. Бехтерев В.М. «Внушение и его роль в общественной жизни». - СПб: Питер, 2001 С.55-66, С.125.
  7. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс- Самара, 2008
  8. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. - М., 1996 №6 С.38-49
  9. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс
  10. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2008 С.33
  11. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Религиозная психиатрия чувств верующих. Новосибирск, 2009 С.7

Информация о работе Влияние религиозности на нравственные представления