Влияние семьи на самооценку ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

     Самооценка  способна оказывать огромное  влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки. Знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека.

 

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

 

     В старшем  дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [20, с. 301].

     Старший дошкольный  возраст играет особую роль  в психическом развитии ребенка:  в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников.[20, с.35]. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.). [18, с.112].

     Старшие дошкольники  перестают быть наивными и  непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

     До семи  лет малыш поступает в соответствии  с актуальными для него в  данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: "захотел — сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел — осознал — сделал". [5, с.28].Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

      Одним из  важнейших достижений старшего  дошкольного возраста является  осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление. [2, с.64].

     В старшем  дошкольном возрасте ребенок  впервые осознает расхождение  между тем, какое положение  он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок, как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. [10, с.127].  В условиях всеобщего школьного обучения это,  прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности  ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

     Появление  такого стремления подготавливается  всем ходом психического развития  ребенка и возникает на том  уровне, когда ему становится  доступным осознание себя не  только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [1, с. 72].

      Ребенок  начинает осознавать свое место  среди других людей, у него  формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

     Под  словом "самосознание" в психологии  обычно имеют в виду существующую  в сознании человека систему  представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. [3, с.48]. В самосознании выделяют  две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

     Содержательный  и оценочный аспекты самосознания  являются единым неразделимым  целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той  или иной мере включают и  самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

     В  процессе развития у ребенка  формируется не только представление  о присущих ему качествах и  возможностях (образ реального "Я"  — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. [17, с. 35].

       Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

     Постепенно  старший дошкольник усваивает  моральные оценки, начинает учитывать,  с этой точки зрения, последовательность  своих поступков, предвосхищает  результат и оценку со стороны  взрослого. Е.В. Субботский считает, что дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

     Основой  первоначальной самооценки является  умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6–7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

      В старшем дошкольном возрасте  появляются зачатки рефлексии  — способности анализировать  свою деятельность и соотносить  свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

     Важная  роль в этом процессе принадлежит  коллективной ролевой игре, являющейся  шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

     Обобщая  наиболее важные достижения психического  развития ребенка 6–7 лет, можно  заключить, что в этом возрасте  дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

 
1.3 Классификация детско-родительских отношений

      Семейное  воспитание  более   эмоционально  по  своему  характеру,  чем  любое  воспитание,  ибо  «проводником»  его   является  родительская  любовь  к  детям,  вызывающая  ответные  чувства  детей  к  родителям.

     Отношения   привязанности  важны  не  только  для  будущего  развития  взаимоотношений – их  непосредственное  влияние  способствует  снижению  чувства  тревоги,  возникающего  у  ребенка  в  новых   или  в  стрессогенных   ситуациях.  Так,  семья  обеспечивает  базисное  чувство  безопасности,  гарантируя  безопасность  ребенка  при  взаимодействии  с  внешним  миром,  освоение  новых  способов  его  исследования  и  реагирования.  Кроме  того,  близкие  являются  для  ребенка  источником  утешения в минуты  отчаяния  и волнений. Дети  обычно  стремятся копировать  поведение других  людей и наиболее  часто тех,  с которыми  они находятся в самом близком контакте.  Отчасти,  это сознательная  попытка вести себя  так же,  как ведут себя  другие,  отчасти,  это   неосознанная  имитация,  являющаяся  одним  из  аспектов  идентификации  с  другими. [11, с. 93].

      Аналогичные  влияния  испытывают  и  межличностные  отношения.  В  этой  связи  важно   отметить,  что  дети  учатся  у  родителей  определенным  способом  поведения,  не  только  усваивая  непосредственно  сообщаемые  им  правила  (готовые  рецепты),  но  и  благодаря  наблюдению  существующих  во  взаимоотношениях  родителей  моделей  (примера).  Наиболее вероятно,  что  в тех случаях,  когда рецепт  и пример  совпадают,  ребенок будет вести себя  так же,  как родители.

       Влияние  родителей  особенно  велико  потому,  что  являются  для  ребенка  источником  необходимого  жизненного  опыта.  Запас  детских  знаний  во  многом  зависит  от  того,  насколько  родители  обеспечивают  ребенку  возможность  заниматься  в  библиотеках,  посещать  музеи,  отдыхать  на  природе.  Кроме  того,  с  детьми  важно  много  беседовать.

Дети,  жизненный  опыт  которых  включал  широкий набор различных ситуаций  и которые умеют справляться с проблемами  общения,  радоваться  разносторонним  социальным  взаимодействиям,  будут лучше других  детей адаптироваться  в новой обстановке  и положительно  реагировать на  происходящее  вокруг  перемены.

      Родители  влияют  на  поведение   ребенка,  поощряя  или  осуждая   определенные  типы  поведения,  а  также  применяя  наказания   или  допуская  приемлемую  для  себя  степень  свободы   в  поведении  ребенка .  В  детстве  именно  у  родителей  ребенок  учится  тому,  что  ему  следует  делать,  как  вести  себя.

      Общение  в  семье  позволяет   ребенку  выработать  собственные   взгляды,  нормы,  установки,  и   идеи.  Развитие  ребенка  будет   зависеть  от  того,  насколько  хорошие  условия  для  общения  предоставлены  ему  в  семье,  развитие  также  зависит  от  четкости  и  ясности  общения  в  семье.

Ребенок  в  своем  развитии  проходит  через  определенные  стадии,  у  каждого  этапа  свои  специфические  задачи,  особенности и трудности.  Дети  в семье -  дополнение,  обогащение  жизни двух  людей,  связавших себя  узами брака.  Ребенку нужны оба родителя -  любящие отец  и мать.  Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие  личности  ребенка. Конфликтная,  напряженная  обстановка  делает  ребенка  нервным,  плаксивым,  непослушным,  агрессивным.  Трения  между  супругами,  как правило,  травмирующее влияют  на  ребенка.

      Важным фактором психо-социального  развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений.

     Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд:

     1.  Демократический стиль характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения.      Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. [10, с.24]. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми.

     Арсенал  средств, которые используют родители  при общении с ребенком, направлен  на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивание  его личного вклада в достижение  общей цели, что способствует  формированию благоприятного видения себя. Это позволяет сделать вывод о том, что данный стиль общения также способствует формированию системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но основывается также на оценке эффективности собственных усилий.

     2.  Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией.  Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе. Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.[16, с.30].

     3. Иногда выделяется еще и третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов.

     Если проследить взаимосвязь между самооценкой и типом общения в семье, то получим, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неадекватная самооценка.

     Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.            

     Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность, им необходимо разобраться:

1.  Какой тип преобладает в семье на настоящий момент?

2.  Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет?

3.  Устраивает ли он других членов семьи?

4.  Что именно родителей не устраивает?

5.  Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей?

6.  Зависит это только от родителей или других членов семьи?

7.  Согласятся ли они что-либо менять в семье?

8.  Готовы ли сами родители к изменениям?

      Шевцова И.В. предлагает другой подход к классификации родительско-детских отношений. Она предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные.

    Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка.         Существует несколько типов ошибочного воспитания:

- эгоцентрическое;

- тревожно-мнительное;

-  гиперсоциальное;

-  отвергающее.

       Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «на обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни.[19, с.160].

       Н.В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его».

      Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми.

      По Н.В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованы, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель.

     Второй  тип неправильного родительского  стиля – отвергающее отношение,  которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

     Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать - ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение.

       Таким образом, можно сделать  вывод, что все рассмотренные  классификации характеризуют детско-родительские  отношения либо как гармоничные,  либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – либо позитивная, либо негативная.

      По определению, предложенному  Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское  отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков». [5, 142].

 

1.4. Значение  детско-родительских отношений в  развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

      Очевидно, что значение семейных  отношений в развитии личности  ребенка и его самосознания  очень велико.

       Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в  книге «Семейная педагогика»  приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем». [7, с.139].

        Детско-родительские отношения рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень актуальной. Приведем только некоторые особенности тоталитарного сознания:

-  ведущий мотив поведения личности – избежание неудачи, а не мотив достижения;

-  заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства. Недостаточное принятие своего «Я».

-  недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности.

     Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье:

 -  поведение родителей строится так, чтобы «выкорчивать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся со лживостью»;

-  родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме;

-  заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание – основная добродетель ребенка;

-  недостаточная рефлексивность – неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. «Ты – высказывания». Ребенок растет в мире идентификации от противного – «Ты плохой, но должен быть хорошим».

     Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.

     Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.

      Первая задача – создать ребенку  уверенность в том, что его  любят и о нем заботятся.  Нужно стремиться поддерживать  и сохранять контакт с ребенком  на протяжении всей жизни. Психологический  контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства. [20, с.174].

       Вторая задача – принятие ребенка.  Основное правило – признать  за ребенком право быть таким,  какой он есть. Если оценивать,  то только действия, а не личность  ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

      Другим условием гармонии детско-родительских  отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.

       Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

-  сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

-  оценка его деятельности и поведения;

-  формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;

-  побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

        Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение.

     Проведенные  исследования Соколовой Е.Т. и  Чесновой И.Г. показали, что у  дошкольников, имевших доверительные  отношения с родителями, преобладала  адекватная самооценка, а в семьях  с жестким типом общения была  более характерна неустойчивая  и неадекватная. [14, с 269].

       Так, высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт отношений в своей семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.

      Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организационно-диагностический этап

     Цель  данного исследования: изучение  влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

      На основе анализа научной  литературе нами была составлена  следующая диагностическая программа.

     1) Для исследования детско-родительских  отношений нами был использован тест - опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

     2) Для исследования самооценки  детей старшего дошкольного возраста  нами была использована методика  «Лесенка», «Какой Я», проективная  методика «Рисую себя». 

     Представим более подробное описание данных методик.

     Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению  к детям. С психологической  точки зрения родительское отношение  – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи (ОРО) – опросника родительского отношения. Авторами данной методики являются Я.А. Варга и В.В. Столин.

Текст опросника  представлен в приложении 1. 

     Тест  «Лесенка».

     Изучение  особенностей самооценки и соотношения  реального и идеального «Я»  проводится с помощью методики  «Лесенка». Инструкция представлена  в приложении 2.

     Методика «Какой я?»

     Эта  методика предназначена для определения  самооценки ребенка дошкольника.  Пользуясь протоколом (представлен  в приложении), ребенку задавались  вопросы, как он сам себя  воспринимает и оценивает по  десяти различным положительным  качествам личности (список качеств находится в приложении).

     Проективная  методика «Рисую себя»

Ребенку предоставляетсяся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагается нарисовать себя. Время работы не ограничивается, дополнительных инструкций не следует. Обработка результатов рисунка проводится по определённым параметрам. Рисунки:

- отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя;

- отображают эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе;

- показывают занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое.

В результате работы можно сделать выводы об уровне самооценки ребёнка. 

    Инструкция  к проведению и обработка данных  в приложении 4.

2.2 Интерпретация полученных результатов

      В результате  описанных выше методик строится   диагностическое исследование. По итогам проведения диагностических процедур составляются таблицы, полученные данные подвергаются качественному и количественному анализу и представляются в таблицах и графиках.

2.3 Формирующий этап

     Нами  была разработана программа, направленная  на формирование адекватной самооценки  дошкольников. Она предназначена  для работы с детьми 6-7 летнего  возраста, посещающих массовую группу  дошкольного учреждения. 

   Это практический  курс занятий по развитию у детей уверенности в себе, обретению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности. Поскольку самооценка дошкольника в значительной степени зависит от оценки сверстников, курс рассчитан на развитие навыков общения и создания благоприятного микроклимата в группе.

      Цель программы: формирование позитивной  самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

      Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:

1. Знакомить  детей с особенностями и возможностями  человеческого общения.

2. Развивать  способности к произвольней психической  саморегуляции и самоконтролю, возможности  управлять своими эмоциями, действиями.

3. Помочь детям  приобрести навыки и умения, необходимые  для адекватного поведения в  обществе.

      Среди причин, вызывающих заниженную самооценку и  детскую тревожность на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения с родителями, (особенно с мамой) и воспитателями, поэтому первостепенной задачей является просвещение и консультирование взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка.

    Параллельно  с решением основных задач  решаются задачи комплексного  развития детей: 

1. Развитие навыков  взаимодействия детей друг с  другом.

2. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

3. Развитие общей  и мелкой моторики, координации  движений.

4. Развитие игровых  навыков, произвольного поведения.

   Занятия  по этой программе убеждают  детей в том, что только они  сами их собственные мысли,  чувства, действия, способность оценить  других, понять и выразить себя через общение, являются залогом успеха в жизни и возможности приобрести друзей.

     Учебно-тематический  план и конспекты занятий, консультации для педагогов и родителей, образцы анкет оформлены в приложении 5.

 

 

                         

 

 

 

 

        

Заключение

     Изучая  теоретический материал по теме: «Особенности влияния детско-родительских  отношений на формирование самооценки  детей старшего дошкольного возраста»,  мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.

       Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.

     Для  исследования особенностей влияния  детско-родительских отношений на  формирование самооценки дошкольников  были подобраны  следующие  методики: на выявление самооценки  детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

      Для исследования родительского отношения к детям, был выбран «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающий рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.

     Нами была разработана программа, направленная на формирование адекватной самооценки старших дошкольников.

     По  нашему предположению на данном  возрастном этапе формирования  самооценки, детско-родительские отношения  оказывают влияние на ту или  иную функцию самооценки. В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.

     В  случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.

     Чем  больше отрицательных родительских  оценок получает ребенок, тем  сильнее он выстраивает свою «оборону» в виде высокого уровня самооценивания. Высокая самооценка компенсирует неблагополучный опыт, защищает ребенка от негативных оценок родителей, удовлетворяет фрустрированную способность «быть принятым», появляется оторванность самооценки от реального поведения ребенка, нарушается регуляторная функция самооценки, повышается ее защитная функция, что приводит к ситуации «закрытия Я».      Для психологов и педагогов открываются новые пространства в области коррекции, как самооценки детей старшего дошкольного возраста, так и родительских отношений.

     Самооценка  ребенка старшего дошкольного  возраста находится в стадии  формирования и легко поддается  коррекции. Выявленные нами в  ходе теоретического изучения  особенностей влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике для родителей, педагогов дошкольных учреждений.  


 

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Список использованной литературы

1.Ананьев, Б.Г.  Человек, как предмет познания/Б.Г.  Ананьев. – Питер, 2010. – 288 с.

2. Бернс, Р.  Развитие «Я – концепция» и  воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 335 с.

3. Божович, Л.И.  Личность и её формирование  в детском возрасте. – М., 2007. –  387.

4. Бороздина,  Л.В. Самооценка в первой зрелости. Психология: вестник МГУ / Л.В.  Бороздина, О.Н. Молчанова.-  1990. -  №2. -  с.24

5. Варга, А.Я.  Дела семейные / Я.Я. Варга, В.В. Столин. – М.,2004. – 297.

6. Выготский,  Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский.  – М., 2004. – 396 с.

7. Гозман, Л.Я.  Семейная педагогика / Л.Я. Гозман, В.Я Эткин. – М., 2006. – 376 с.

8. Джеймс, У. Психология. / У. Джеймс. - М.: Педагогика. - 1991. – 239 с.

9. Кон, И.С.  В поисках себя: Личность и  её самосознание / И.С. Кон. –  М., 2006. – 499 с.

10. Лисина, М.И.  Психология самоознания дошкольника/М.И.  Лисина, А.И. Сильвестру. – Кишинёв, 2004. – 399 с.

11. Липкина, А.  И. Самооценка: Большая Советская Энциклопедия / А.И. Липкина. – М., 2004. – 698 с.

12. Роджерс, К.Р.  Взгляд на психотерапию. Становление  человека. / К.Р. Роджерс. – М.: Издат.  Группа «Прогресс».– 1994. – 285 с.

13.Рубинштейн, С.Л.  Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика. – 1973. – 123 с.

14. Соколова, Е.Т.  Проективные методы исследования  личности/Е.Т. Соколова. – М., 2004. –  199 с.

15. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С.  Спиваковская. – М., 2006. – 297 с.

16. Спиркин, А.Г.  Сознание и самосознание / А.Г.Спиркин. – М., 1972. – 304 с.

17. Субботский, Е.В. Генезис личностного поведения  у дошкольников и стиль общения:  вопросы психологии / Е.В. Субботский. – 1981. - №2 –с. 86-89

18.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И.Чеснокова. – М.: Педагогика, 1997. – 144с.

19. Шевцова, И.В.  Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений/И.В.  Шевцова. – М., 2000. – 390 с.

20. Эмоциональное  развитие дошкольника/Под ред.  А.С. Кошелевой. – М., 2006. – 376 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Влияние семьи на самооценку ребенка