Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение особенностей влияния семьи на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки. Знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека.
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [20, с. 301]. Старший дошкольный
возраст играет особую роль
в психическом развитии Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи
лет малыш поступает в Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление. [2, с.64]. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок, как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. [10, с.127]. В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье. Появление
такого стремления Ребенок
начинает осознавать свое Под
словом "самосознание" в психологии
обычно имеют в виду Содержательный
и оценочный аспекты В
процессе развития у ребенка
формируется не только Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Постепенно
старший дошкольник усваивает
моральные оценки, начинает учитывать,
с этой точки зрения, последовательность
своих поступков, Основой
первоначальной самооценки
В старшем дошкольном возрасте
появляются зачатки рефлексии
— способности анализировать
свою деятельность и Важная
роль в этом процессе Обобщая
наиболее важные достижения Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими. [11, с. 93].
Аналогичные влияния Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.
Важным фактором психо- Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд: 1. Демократический стиль характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения. Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. [10, с.24]. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми. Арсенал
средств, которые используют 2. Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией. Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе. Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.[16, с.30]. 3. Иногда выделяется еще и третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов. Если проследить взаимосвязь между самооценкой и типом общения в семье, то получим, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неадекватная самооценка. Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность, им необходимо разобраться: 1. Какой тип преобладает в семье на настоящий момент? 2. Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет? 3. Устраивает ли он других членов семьи? 4. Что именно родителей не устраивает? 5. Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей? 6. Зависит это только от родителей или других членов семьи? 7. Согласятся ли они что-либо менять в семье? 8. Готовы ли сами родители к изменениям? Шевцова И.В. предлагает другой подход к классификации родительско-детских отношений. Она предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные. Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания: - эгоцентрическое; - тревожно-мнительное; - гиперсоциальное; - отвергающее. Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «на обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни.[19, с.160]. Н.В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми. По Н.В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованы, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель. Второй
тип неправильного Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать - ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение.
Таким образом, можно сделать
вывод, что все рассмотренные
классификации характеризуют По определению, предложенному Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков». [5, 142].
1.4. Значение
детско-родительских отношений Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико. Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем». [7, с.139]. Детско-родительские отношения рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень актуальной. Приведем только некоторые особенности тоталитарного сознания: - ведущий мотив поведения личности – избежание неудачи, а не мотив достижения; - заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства. Недостаточное принятие своего «Я». - недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности. Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье: - поведение родителей строится так, чтобы «выкорчивать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся со лживостью»; - родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме; - заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание – основная добродетель ребенка; - недостаточная рефлексивность – неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. «Ты – высказывания». Ребенок растет в мире идентификации от противного – «Ты плохой, но должен быть хорошим». Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной. Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Первая задача – создать
Вторая задача – принятие
Другим условием гармонии Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем: - сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях; - оценка его деятельности и поведения; - формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя; - побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков. Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. Проведенные исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная. [14, с 269]. Так, высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт отношений в своей семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.
Глава II. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста 2.1 Организационно-диагностический этап Цель данного исследования: изучение влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа научной
литературе нами была 1)
Для исследования детско- 2)
Для исследования самооценки
детей старшего дошкольного Представим более подробное описание данных методик. Родительское
отношение понимается как Текст опросника представлен в приложении 1. Тест «Лесенка». Изучение
особенностей самооценки и Методика «Какой я?» Эта
методика предназначена для Проективная методика «Рисую себя» Ребенку предоставляетсяся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагается нарисовать себя. Время работы не ограничивается, дополнительных инструкций не следует. Обработка результатов рисунка проводится по определённым параметрам. Рисунки: - отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя; - отображают эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе; - показывают занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое. В результате работы можно сделать выводы об уровне самооценки ребёнка. Инструкция
к проведению и обработка 2.2 Интерпретация полученных результатов В результате описанных выше методик строится диагностическое исследование. По итогам проведения диагностических процедур составляются таблицы, полученные данные подвергаются качественному и количественному анализу и представляются в таблицах и графиках. 2.3 Формирующий этап Нами
была разработана программа, Это практический курс занятий по развитию у детей уверенности в себе, обретению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности. Поскольку самооценка дошкольника в значительной степени зависит от оценки сверстников, курс рассчитан на развитие навыков общения и создания благоприятного микроклимата в группе. Цель программы: формирование позитивной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи: 1. Знакомить
детей с особенностями и 2. Развивать
способности к произвольней 3. Помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе. Среди причин, вызывающих заниженную самооценку и детскую тревожность на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения с родителями, (особенно с мамой) и воспитателями, поэтому первостепенной задачей является просвещение и консультирование взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: 1. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. 2. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения. 3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. 4. Развитие игровых
навыков, произвольного Занятия по этой программе убеждают детей в том, что только они сами их собственные мысли, чувства, действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются залогом успеха в жизни и возможности приобрести друзей. Учебно-тематический план и конспекты занятий, консультации для педагогов и родителей, образцы анкет оформлены в приложении 5.
Заключение Изучая
теоретический материал по
Уделяя особое внимание Для
исследования особенностей Для исследования родительского отношения к детям, был выбран «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающий рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам. Нами была разработана программа, направленная на формирование адекватной самооценки старших дошкольников. По
нашему предположению на В случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию. Чем
больше отрицательных Самооценка
ребенка старшего дошкольного
возраста находится в стадии
формирования и легко |
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Список использованной литературы
1.Ананьев, Б.Г.
Человек, как предмет познания/
2. Бернс, Р. Развитие «Я – концепция» и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 335 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 2007. – 387.
4. Бороздина,
Л.В. Самооценка в первой
5. Варга, А.Я. Дела семейные / Я.Я. Варга, В.В. Столин. – М.,2004. – 297.
6. Выготский, Л.С. Проблемы возраста / Л.С. Выготский. – М., 2004. – 396 с.
7. Гозман, Л.Я. Семейная педагогика / Л.Я. Гозман, В.Я Эткин. – М., 2006. – 376 с.
8. Джеймс, У. Психология. / У. Джеймс. - М.: Педагогика. - 1991. – 239 с.
9. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. – М., 2006. – 499 с.
10. Лисина, М.И.
Психология самоознания
11. Липкина, А. И. Самооценка: Большая Советская Энциклопедия / А.И. Липкина. – М., 2004. – 698 с.
12. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс. – М.: Издат. Группа «Прогресс».– 1994. – 285 с.
13.Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика. – 1973. – 123 с.
14. Соколова, Е.Т.
Проективные методы
15. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М., 2006. – 297 с.
16. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г.Спиркин. – М., 1972. – 304 с.
17. Субботский,
Е.В. Генезис личностного
18.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И.Чеснокова. – М.: Педагогика, 1997. – 144с.
19. Шевцова, И.В.
Работа психолога с родителями.
Коррекция родительских
20. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.С. Кошелевой. – М., 2006. – 376 с.