Влияние семьи на становление личности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОСТАВ СЕМЬИ
2. СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
3. ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ СЕМЬИ
4. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
5. КРУГ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

семья. личность.rd.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

В любом деле или начинании нет ничего не приятнее конца, когда с мучительной ясностью понимаешь, что главное осталось за кадром. И хочется опять вернуться в прекрасное Начало и, засучив рукава, приняться за дело, которое хочется сделать как можно лучше. Но время ушло и потому, возвращаясь к написанному, осознаёшь, что лучшее воистину враг хорошего, и угрюмо, скрывая внутреннее недовольство собой, всё-таки ставишь точку.

Весь ход  воспитательного процесса определяется характером жизни, сложившейся в семье ещё до рождения ребёнка. Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубин поколений, из их собственного детства. В своих действиях они почти всегда воспроизводят педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим отцам и матерям, своим бабушкам и дедушкам.

Становление личности ребёнка напоминает чем-то полёт  птицы в весеннюю пору: вроде бы знает, куда летит, и вроде бы – нет, то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная концентрация свободы, силы, энергии!

Ребёнку очень  нужно, чтобы родители его уважали, считались с его мнением и желаниями. Но едва ли не больше в нём потребность уважать своих родителей, гордиться ими. Ему хочется, чтобы родители вызывали симпатию у его товарищей, тогда среди них он чувствует себя уверенней и спокойней. Приходит пора, когда ваш ребёнок судит вас, как самый строгий судья. Чего вы стоите как специалист, как человек, как друг? Всё имеет значение: приветливость и доброта, успех в работе и эрудиция, весёлый нрав и умелые руки. Ребёнок хочет родителями гордиться, он ищет в них самое лучшее, а родители иногда разочаровывают его, обманывают его ожидания, поворачиваясь к нему отнюдь не лучшими своими сторонами.  От усталости ли, от лености ли душевной дома родители порой распускаются, раздражаются по пустякам, ворчат, говорят подчас пошлости, жалуются на работу и жизнь. Кому может понравиться такой человек? Да ведь родители и не ставят себе такую задачу – нравиться сыну или дочери. А нужно, необходимо нравиться! Без этого, считал Макаренко, никакое воспитательное воздействие невозможно. Иной раз нужно не полениться – и специально что-то узнать или прочесть, куда-то сходить, что-то такое сделать, чтобы поразить, удивить своего ребёнка.

Игра? В какой-то степени. Но без известной доли артистизма, наверное, невозможны хоть сколько-нибудь сложные человеческие отношения.

Речь идёт не о лицемерии, не об обмане. Просто каждый человек сложен и вмещает многое. Так нужно стараться, чтобы дети видели только лучшее, что есть в родителях, и чтобы этого лучшего становилось всё больше.

Основа постоянного  развития личности, способности учиться  в течение жизни и у самой жизни закладывается с младенческих лет. Совершенно небезразлично, как ведут себя родители, занимающиеся воспитанием ребёнка, каковы отношения между ними, с одной стороны, и между ними и детьми – с другой. Эмоциональные впечатления раннего детства накладывают отпечаток на всю последующую жизнь человека, причём это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Чтобы развить  у ребёнка положительное отношение  к учёбе, готовность учиться, большое значение имеет семейный микроклимат, его творческое начало. Поощрение детей к определённым видам игр, определение круга их постоянных обязанностей в доме, продуманная система требований, соответствующих возрасту ребёнка, - всё это готовит его к школе и определяет дальнейший путь его развития.

Требования, предъявляемые  к ребёнку, особенно к подростку, лишь в том случае будут иметь воспитательный успех, если они будут им «приняты». Это значит, что эти требования должны быть целесообразны, иметь конкретный смысл для ребёнка.

Нельзя накладывать табу на проблемы пола и всё, что с ними связано. Это неотъемлемая часть жизни человека, имеющая общественную и биологическую обусловленность. Если родители будут подходить к этой проблеме смущённо, со «смешанными чувствами», если они будут считать, что в сексуальных вопросах есть нечто запретное и нечистое, - значит, они плохие воспитатели, не пригодные для выполнения своих обязанностей.

С детьми и подростками  следует говорить на любые темы. Чем более свободно родители общаются с ними, тем доверчивее они будут вести себя по отношению к вам. Нельзя откладывать разговор «на потом». Ведь иногда «завтра» может оказаться -  поздно!  Кто-то другой «просветил» вашего ребёнка и, увы, далеко не так, как хотелось бы.

С ранних лет  приучайте ребёнка к чистому  и свободному от предрассудков отношению к другому полу. Не оставляйте никаких вопросов без ответа, но и не выходите за рамки вопроса. Если дети захотят узнать больше, они спросят сами.

Если родители ждут от своих детей доверительности, то должны относиться сами с доверием к ним, но не забывать о контроле. Дружеский тон общения, понимание нужд ребёнка, доброжелательное отношение могут творить чудеса в воспитании детей.

Подготовить человека к семейной жизни – это, конечно, интереснее: предпочтительнее воспитывать наших детей в убеждении, что брак и семья требуют самого серьёзного и ответственного к себе отношения. Настоящая любовь всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости. Но, кроме того, настоящая любовь родителей – отличный пример для подражания семьянину.

Родители готовят  подростка к самостоятельной  жизни. А ведь она будет выражением той внутренней жизни, которой он живёт уже давно – с самого раннего детства. Чувства. Интересы. Которые пробудили в детстве, определяют поступки его совершеннолетнего бытия. Это бытиё станет содержательным ровно на столько, насколько он успел открыть окружающий его мир, развить свои духовные потребности. Именно они обостряют в ребёнке жажду новых впечатлений, чувств и мыслей, делают его способным на бездействие. Состояние внутренней активности становится для него естественным, влечёт его к действительным жизненным ценностям, заставляет вырабатывать убеждения, формировать идеал.

Подросток должен перешагнуть порог совершеннолетия  с уже развитыми духовными потребностями. Иначе может случиться так, что он, не накопив действительных ценностей жизни, будет жить ложными. И в погоне за сомнительными удовольствиями, в беспечной трате своих сил на бессодержательный досуг будет успокаивать себя расхожей фразой: «Один раз живём!» И потому  было бы преступным прожить жизнь, так и не ощутив себя личностью, чьё начало  - в духовном опыте прошлых поколений, а продолжение – в поколениях будущих. Когда родители работают над собой, учась любви к себе, в семье воцаряется поразительная гармония. Дети реагируют на это развитием чувства собственного достоинства, они начинают ценить и уважать себя такими, какие они есть. И любящие родители должны сделать всё, чтобы внутренний мир растущего человека одухотворял каждый день и каждую минуту его жизни.

С повзрослением  для ребёнка досуг со сверстниками становится привлекательнее. Это не всегда значит, что влияние родителей  ослабляется. Просто то время, в которое они могли больше всего дать своему ребёнку, уже прошло. И теперь на его поступках будет сильнее всего сказываться не сиюминутное воспитательное воздействие, а то, что он усвоил в семейных отношениях раньше.

Начало осмысленного самосотворения личности, истоки которой  – в родительской жизни с её прошлым и настоящим, в школьных уроках, рассказавших о прошлом и настоящем нашего народа, в книгах и кинофильмах и, наконец, в увлечениях, дающих первый опыт духовного взаимодействий внутреннего мира с миром внешним. Такое взаимодействие помогает юному человеку открыть необходимую для себя истину о том, что духовные ценности созданы не для украшения жизни, а для самой жизни. Что невозможно изменить мир вокруг, не изменяя себя. И что, только впитав в себя весь накопленный людьми внутренний свет, можно рассмотреть лежащую перед собой дорогу.

Утвердивший своё право сказать: «Сердце отдаю детям», В. А. Сухомлинский написал: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал, необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». [11; 115].

Всё, что мы имеем, это настоящее. Всё, что мы предпочитаем думать, во что мы верим и что говорим сегодня, формирует тот жизненный опыт, который нам предстоит пройти завтра, спустя неделю, месяц, год и...

Когда мы сосредотачиваемся  на наших сегодняшних помыслах и  убеждениях и тщательно отбираем их, как если бы мы выбирали подарок для близкого друга, мы в силах по собственному выбору задать направление своей дальнейшей жизни. Если же мы сосредотачиваемся на прошлом, у нас не хватает энергии для настоящего. Если мы живём будущим, мы живём в фантазиях. Реальное время существует только сейчас. И от сюда начинается процесс наших изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

                                       ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – изд. 2-е, перераб. и доп.-  М.: Политиздат, 1985. – 236 с.
  2. Ковалёв С. В. От Я до Мы: Азбука семейной жизни. - М.: Педагогика, 1989. – 336 с.
  3. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -  М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
  4. Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. / Сост. К. П. Чулкова. – М.: Педагогика, 1990. – 272 с.
  5. Лёве Г.  Учимся всю жизнь: Пер с нем. / Ред. А. Сударева. -  М.: Прогресс, 1983. – 127 с.     
  6. Макаренко А. С. О воспитании. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
  7. Монахов Н. И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1980. – 383 с.
  8. Немов  Р. С. Психология: уч.: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  9. Столетов В. Н. Диалоги о воспитании: Книга для родителей. – изд. 3-е, доп. -  М.: Педагогика, 1985. – 288 с.
  10. Спок Б. Разговор с матерью: Пер. с англ./ Общ. Ред. В. С. Мухиной. – М.: Прогресс, 1987. – 224 с.
  11. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
  12. Хей Л. Новейшая энциклопедия здоровья и счастья.-  М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 886 с.
  13. Языкова В. С. Мир семьи: ожидания и реальность. – М.: Профиздат, 1987. – 144 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние семьи на становление личности человека