Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Девиантное поведение подростков: причины отклоняющегося поведения 4
1.2 Семья и стили семейного воспитания 4
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1 Организация и методы проведения исследования 4
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 4
2.3 Рекомендации родителям и педагогам 4
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Министерство образования РБ
УО «Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка»
Курсовая работа
На тему:
«Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков»
Выполнила студентка
Заочного отделения ф-та психологии
4 курса 043 группы
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
Общая характеристика
1.2
Семья и стили семейного
1.3 Методы воздействия семьи на подростков 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 4
2.1
Организация и методы
2.2
Обработка и анализ
2.3
Рекомендации родителям и
Выводы по второй главе 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подростковый возраст
– это время становления
«Согласно статистике, 8 % всех преступлений в нашей стране совершается именно несовершеннолетними. Большая часть из них, естественно подростки. Ведь этот возраст самый сложный период в жизни человека. Период выбора жизненного пути, время сомнений и пересмотра своих жизненных позиций. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом заболевания. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности, как причин подросткового отклоняющегося поведения, так и особенностей его проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики).
Актуальность работы состоит в том, что проблема влияния семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков весьма актуальна в наши дни. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
!!!!!!Объект исследования: семья и воздействие семьи на подростков ( некорректно!!!!)
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания оказывает влияние на отклоняющееся поведение подростков.
Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методики исследования: !!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для психопрофилактических и просветительских целей.
Эмпирическая база: СШ № 215 г. Минска. Всего 60 человек. Родители 30 человек. (расписать)!!!!!!!!
Структура работы: Курсовая работа содержит введение, общую характеристику работы, две главы, заключение, список использованных источников.
«Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: «Кто я?» и ищет ответ на него» [1, с. 22].
У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи. Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения.
Главные новообразования
этого возраста: открытие "Я", возникновение
рефлексии, осознание своей
У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний.
«Можно выделить следующие
психологические нормативные
- отделение от родителей
и обретение подлинной
- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);
- новый этап социализации
в среде сверстников,
- принятие растущей
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются: взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. (Откуда этот абзац?? Кто автор??)
Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности.
В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.
Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.
Подытожив, следует сказать, что подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом следует пребывать в разных социальных ролях для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.
Проблема отклоняющегося
поведения крайне важна и актуальна
в настоящее время, учитывая общесистемный
кризис нашего общества. «Напряженная,
неустойчивая социальная, экономическая,
экологическая, идеологическая обстановка,
сложившаяся в последнее время
в нашем обществе, обусловливает
рост различных отклонений в личностном
развитии и поведении растущих людей.
Размытость норм, ослабление социальной
регуляции искажает культурные и
духовные устои. Особую тревогу вызывают
не только прогрессирующая отчужденность
детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Таким образом, период подросткового
и раннего юношеского возраста сегодня
– один из наиболее сложных в
социальном и психологическом отношении.
Среди пограничных
Поэтому особый интерес, как
для психологов-исследователей, так
и для психологов-практиков
«Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением. Это определение охватывает широкий круг расстройств: асоциальные действия (воровство и т.п.), постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания, преступления, связанные с насилием и т.д.» [18, c. 64].
По мнению И.А.Фурманова [28] отклонения в поведении рассматриваются как один из способов адаптации подростка. Мотивационная, волевая и другие сферы личности подростка с отклоняющимся поведением имеют специфические черты. Для понимания психологической стороны делинквентности !!!!!!! (работа не о делинквентности, а об отклоняющемся поведении!!!!!) необходимо осветить каждую из них.
Дифференция мотивации, разработанная А.Маслоу, разделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста». Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворённость, недостаток в определённых условиях существования и функционирования. Наиболее характерными мотивами дефицитарного типа являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью. А наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, с потребностью самореализации и самоактуализации [11, с. 50].
Дети с отклоняющимся
поведением характеризуются преобладанием
дефицитарных мотивов над мотивами
роста. Это свидетельствует о
неудовлетворённости её в безопасности
и в социальных связях. Такие дети
постоянно пребывают в
В результате неудовлетворения мотивов роста, которые сами по себе не являются доминирующими, могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, цинизм, ненависть, скептицизм, безответственность и утрата смысла жизни.
Эмоции принято разделять на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (окрашенные негативными тонами).
Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают серьёзные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психического, депрессивного характера, а также в виде парадоксального сочетания стенических (тревожности, раздражительности) и астенических (тревожных, фобических) реакций [11, с. 52].
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы можно выделить целый ряд категорий подростков.
«Подростки с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких подростков является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, а также общая астеническая направленность эмоциональной сферы» [14, с. 33].
«Подростки с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих подростков является психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и чрезмерное самомнение. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира» [16, с 47].
Ситуативно возникающие эмоции из-за низкого контроля над ними смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужным сдерживать или скрывать от окружающих.
Они находятся в постоянном
внутреннем конфликте с собой, напряжены
вне зависимости от напряженности
реальной ситуации, что может прорываться
без внешнего повода в неожиданные
аффективные реакции
«Подростки с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетённое состояние, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям, более слабая адаптация к ситуационным событиям и психотравмирующим переживаниям. Отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, убегают из дома» [16, с. 50].
Все обозначенные группы подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере, склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. Пренебрежительно относятся к моральным ценностям.
Неблагоприятное эмоциональное
состояние у некоторых
Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков