Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:50, лекция

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сюжетно.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

     Мы  должны  организовать  такие  сюжетные  игры,  в   которых  каждый  ребенок   может  удовлетворить  свои  интересы  и  реализовать   свои  возможности,  а  также   вступить  в  контакт  со  сверстниками.

    Организация  сюжетной  игры  в  детском  саду  подчиняется  определенным  принципам: 

1.  Для  того  чтобы  дети  овладели  игровыми  умениями,  воспитатель должен  играть  вместе  с  детьми.

2.  Воспитатель  должен  играть  с  детьми  на  протяжении  всего  дошкольного  детства,  но  на  каждом  его  этапе   следует  развертывать  игру  таким  образом,  чтобы  дети  сразу  «открывали»  и   усваивали  новый  более   сложный  способ  ее  построения.

3.  Для того  чтобы  дети  могли  сотрудничать  в  игре,  необходимо  при  формировании  игровых  умений  одновременно  ориентировать  ребенка,  как   на  осуществление  игрового  действия,  так  и  на  пояснение   его  смысла  партнерам  по  игре.

4.  Организация  игры  должна  формировать  игровые  умения  между воспитателем и  детьми,  и  создавать  условия   для  самостоятельной  детской   игры.

            В условиях детского сада игра - одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, - игра и труд, игра и занятие.

   

 

 Результаты игры не продуктивны,  они условны, так как в процессе  игры ребёнок почти ничего  не вносит в изменение окружающей  действительности.                Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности.

   Сюжетно-ролевая творческая  игра - первая проба социальных  сил и первое их испытание.  Педагогическая ценность игры  состоит и в том, что в  процессе игры помимо взаимоотношений,  диктуемых сюжетом, взятой на  себя ролью или правилами, возникают  другого рода отношения -уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.

   Ролевые действия так  увлекают детей, что подчас  воспринимаются ими как реальные  поступки. Игра помогает ребенку  преодолевать свою слабость, управлять  собой, создает условия для  упражнения в трудовых навыках,  в навыках нравственного поведения.

        В процессе  игры ребенок самостоятельно  налаживает взаимоотношения с  коллективом, у него формируются  коллективистские черты характера.  При условии разумной организации  игра -это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Ребенок не пассивно ожидает далекое, но интересное и увлекательное будущее, а приближается к нему деятельно, хотя этого и не осознает. Он живет полнокровной сегодняшней жизнью.

      

 

В игре формируются и проявляются  такие волевые качества, как целенаправленность, настойчивость и упорство в преодолении  трудностей, умение подавлять свои эгоистические желания. Ребенок  учится в игре управлять своими чувствами, что в итоге способствует формированию произвольного поведения.

      Детская игра отражает  тот уровень взаимоотношений  детей, который сложился в данном  коллективе: это обмен игрушками,  радость и сопереживание одного  ребенка или группы детей за  успехи других, готовность подчиниться  товарищу. Воспитатель должен помнить  о том, что в игре могут  закладываться и отрицательные  свойства характера, такие, как  агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость.

Игра дошкольника -это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. В этом плане желательно сочетать творческую игру с изобразительной, конструктивной и другой деятельностью. Это не только обогащает игру, но и способствует воспитанию трудолюбия, умения позаботиться о товарищах (подготовить материал для игры из пластилина, глины, сделать зарисовки и т. д.).

    Игра - одно из незаменимых  средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.

   Осуществляя индивидуальный  подход к каждому ребенку в  процессе игровой деятельности, педагог постоянно должен создавать  и опираться на общественное  мнение группы детей. В творческой  игре каждая роль раскрывает  определенные правила общественного  поведения. Игровые цели достигаются  только в совместной коллективной  деятельности. Выполняемая каждым  роль имеет смысл при условии,  если соответственно выполняют  свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка  проявлять дисциплинированность  и верность долгу, выдержку  и терпение, мужество и великодушие.  Обсуждение с детьми положительных  и отрицательных поступков, отношений  в процессе игры помогает формированию  общих оценочных мнений и суждений  о нравственных

 

 

поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив.

Игровое общение воспитателя с  детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.


Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание мальчиков и девочек