Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности воспитанников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:26, реферат

Краткое описание

Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо - физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………3
II. Основная часть………………………………………………………...5
1. Темперамент и его влияние на успешность
учебной деятельности воспитанника……………………………..5
2. Исследование проявления темперамента у воспитанников…….9
III. Заключение………………………………………………………….14
IV. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

 

Игровая методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков».

Цель: выявить характерные реакции ребенка при неудач, сопровождающих перенос кубиков.

Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставят кубики (3,4,5 и т. д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку  в одной руке, от одного стола  до другого на расстояние трех метров,

11

затем повернуться на 180 градусов (продолжая держать лопаточку  в руке), принести обратно и поставить  лопаточку с кубиками на стол, не уронив не одного.

При этом учитывают:  

    • силу нервных процессов, работоспособность – сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания как без стимуляции экспериментатора, так и при его стимуляции;
    • уравновешенность нервных процессов – в какой мере ребенок способен сдерживать свое недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательной, ни в речевой форме;
    • подвижность нервных процессов – в какой степени быстро включается ребенок в эту «работу», приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении данной деятельности.

проба

Количество кубиков,

переносимых ребенком

Наличие словесных реакций

Реакция самостимуляции

Прочие словесные реакции

Жалобы на невозможность  переноса

Пассивный отказ

Активный отказ

Словесные сочетания

Двигательные отвлечения

Сенсорные отвлечения

Двигательные реакции 

Вегетативные реакции

Стимуляция экспериментатора

1

+

-   

+

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

2

                         

3

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

+

+

4

                         

5

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-


 

Критерии: знак + рядом с  цифрой обозначает, что испытуемый выполнил задание с данным количеством  кубиков. В остальных графах +

 

12

обозначает наличие соответствующих  реакций, знак – обозначает их отсутствие.

Проведя игровую методику выяснили, что: в группе у 3 детей  преобладает темперамент типа- холерик;  у 3 детей тип- сангвиник; у 2 детей  тип- флегматик и у 2 детей тип  темперамента- меланхолик. В исследовательской  работе представлена таблица на выявление  типа темперамента одного из детей. Игровая  методика так же была проведена и  с остальными детьми группы. Ее итоги  записаны в сводной таблице результатов  изучения особенности темперамента детей.

Анкета  для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять  участие в анкетировании, которое  проводится с целью уточнения  темперамента Вашего ребенка. Анкетирование  проводит педагог-психолог ДОУ №1 «Родничок»  Воскобойник И.Н. искренность ответов  поможет нам лучше понять Вашего ребенка.

Ф.И.О.- ______________________________                          

Возраст ребенка-_______________________

  1. Доводит ли ребенок начатое дело до конца?
  2. Как он реагирует на Ваши замечания?
  3. Как ребенок относится к своим удачам и неудачам?
  4. Как он ведет себя в непривычной обстановке (в гостях, среди незнакомых ему людей и т. д.)
  5. Легко ли ваш ребенок входит в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками?
  6. Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком?

13

Благодарим Вас за участие  в анкетировании.

Сводная таблица результатов изучения

особенности темперамента детей.

п/п

Инд.

Номер ребенка

 

Наблюдение

 

Перенос кубиков

 

Анкетирование

 

Итог

1

          1

С

Х

С

СХ

2

2

М

М

Ф

МФ

3

3

Х

С

С

СХ

4

4

С

С

Х

СХ

5

5

Ф

Ф

М

ФМ

6

6

С

Х

С

СХ

7

7

Х

Х

С

ХС

8

8

Х

С

С

СХ

9

9

М

Ф

Ф

ФМ

10

10

Ф

М

М

МФ


 

Условные обозначения:

С – преобладание черт сангвинического  темперамента;

Х – преобладание черт холерического  темперамента;

Ф – преобладание черт флегматического  темперамента;

М – преобладания черт меланхолического темперамента.

 

 

14

Заключение.

     В данной группе у 5- ти детей ярко выражен тип темперамента сангвиника, но в некоторых методах у этих детей проявлялся тип темперамента холерика.  У 2-х детей ярко выражен тип темперамента флегматика, но так же присутствует тип меланхолика. Еще у 2-х наоборот, ярко выражен тип меланхолика, но присутствует тип флегматика. И у 1-го ребенка преобладающий тип темперамента холерика, но по результатам анкетирования родителей тип темперамента у ребенка- сангвиник.

Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в группе, проанализировав результаты анкетирования, наблюдения и экспериментального метода, пришла к  выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности  воспитанника, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности.  Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.

     Все выводы  подтверждает гипотезу о том, что  тип темперамента не является определяющим в успешности обучения.

    Знание черт  темперамента дает  возможность  осуществить индивидуальный подход  в воспитании личности, так как  нет одинаковых условий, нет  одинакового материала, на котором  формируется личность.

 

 

 

 

 

15

Список литературы

1.Богословский В.В. Общая  психология. – М., 1981.

2.Волков Б.С., Волкова Н.В.  Задачи и упражнения по детской  психологии. – М., 1991. –С. 18 – 19.

3.Гамезо М.В. Атлас по  психологии. – М., 1986.

4.Запорожец А.В. Психология. – М., 1987.

5.Ильина М.Н. Тесты для  детей. – М., 1997.

6.Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка.  – М., 1981.

7.Коломенский Я.Л. Человек:  психология. – М., 1986. – С. 209 –  214.

8.Клюева Н.В. Учим детей  общению. – Ярославль, 1997.

9.Мухина В.С. Детская  психология. – М., 1985.

10.Равич-Щербо И.В. Роль  среды и наследственности в  формировании        индивидуальности  человека. – М., 1988. – С. 236 – 292.

11.Самарин Ю.Я. Опыт  экспериментально-психологического  изучения особенностей нервной  системы у детей. //Известия академии  педагогических наук. – М., 1954. - №52. – С. 81 – 141.

12.Спудина М.М. Застенчивые  и развязные дети. //Дошкольное  воспитание. – 1961. - №2. – С. 33 –  38.

13.Стреляу Я. Роль темперамента  в психическом развитии. – М., 1982.

14.Титаренко Т.М. Такие  разные дети. – К., 1989.

15.Хухлаева О.В. Лесенка  радости. – М., 1998.


Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности воспитанников