Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:26, реферат
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо - физиологических и психических особенностей каждого ребенка.
I. Введение…………………………………………………………………3
II. Основная часть………………………………………………………...5
1. Темперамент и его влияние на успешность
учебной деятельности воспитанника……………………………..5
2. Исследование проявления темперамента у воспитанников…….9
III. Заключение………………………………………………………….14
IV. Список литературы.
Игровая методика Ю.А. Самарина «Перенос кубиков».
Цель: выявить характерные реакции ребенка при неудач, сопровождающих перенос кубиков.
Ребенку дают небольшую лопатку, на поверхность которой один на другой ставят кубики (3,4,5 и т. д.), предлагают пронести эти кубики, держа лопатку в одной руке, от одного стола до другого на расстояние трех метров,
11
затем повернуться на 180 градусов (продолжая держать лопаточку в руке), принести обратно и поставить лопаточку с кубиками на стол, не уронив не одного.
При этом учитывают:
проба |
Количество кубиков, переносимых ребенком |
Наличие словесных реакций |
Реакция самостимуляции |
Прочие словесные реакции |
Жалобы на невозможность переноса |
Пассивный отказ |
Активный отказ |
Словесные сочетания |
Двигательные отвлечения |
Сенсорные отвлечения |
Двигательные реакции |
Вегетативные реакции |
Стимуляция экспериментатора | |
1 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ | |
2 |
||||||||||||||
3 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | |
4 |
||||||||||||||
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Критерии: знак + рядом с цифрой обозначает, что испытуемый выполнил задание с данным количеством кубиков. В остальных графах +
12
обозначает наличие
Проведя игровую методику выяснили, что: в группе у 3 детей преобладает темперамент типа- холерик; у 3 детей тип- сангвиник; у 2 детей тип- флегматик и у 2 детей тип темперамента- меланхолик. В исследовательской работе представлена таблица на выявление типа темперамента одного из детей. Игровая методика так же была проведена и с остальными детьми группы. Ее итоги записаны в сводной таблице результатов изучения особенности темперамента детей.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью уточнения темперамента Вашего ребенка. Анкетирование проводит педагог-психолог ДОУ №1 «Родничок» Воскобойник И.Н. искренность ответов поможет нам лучше понять Вашего ребенка.
Ф.И.О.- ______________________________
Возраст ребенка-______________________
13
Благодарим Вас за участие в анкетировании.
Сводная таблица результатов изучения
особенности темперамента детей.
№ п/п |
Инд. Номер ребенка |
Наблюдение |
Перенос кубиков |
Анкетирование |
Итог |
1 |
1 |
С |
Х |
С |
СХ |
2 |
2 |
М |
М |
Ф |
МФ |
3 |
3 |
Х |
С |
С |
СХ |
4 |
4 |
С |
С |
Х |
СХ |
5 |
5 |
Ф |
Ф |
М |
ФМ |
6 |
6 |
С |
Х |
С |
СХ |
7 |
7 |
Х |
Х |
С |
ХС |
8 |
8 |
Х |
С |
С |
СХ |
9 |
9 |
М |
Ф |
Ф |
ФМ |
10 |
10 |
Ф |
М |
М |
МФ |
Условные обозначения:
С – преобладание черт сангвинического темперамента;
Х – преобладание черт холерического темперамента;
Ф – преобладание черт флегматического темперамента;
М – преобладания черт меланхолического темперамента.
14
Заключение.
В данной группе у 5- ти детей ярко выражен тип темперамента сангвиника, но в некоторых методах у этих детей проявлялся тип темперамента холерика. У 2-х детей ярко выражен тип темперамента флегматика, но так же присутствует тип меланхолика. Еще у 2-х наоборот, ярко выражен тип меланхолика, но присутствует тип флегматика. И у 1-го ребенка преобладающий тип темперамента холерика, но по результатам анкетирования родителей тип темперамента у ребенка- сангвиник.
Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в группе, проанализировав результаты анкетирования, наблюдения и экспериментального метода, пришла к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности воспитанника, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Все выводы подтверждает гипотезу о том, что тип темперамента не является определяющим в успешности обучения.
Знание черт
темперамента дает возможность
осуществить индивидуальный
15
Список литературы
1.Богословский В.В. Общая психология. – М., 1981.
2.Волков Б.С., Волкова Н.В.
Задачи и упражнения по
3.Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М., 1986.
4.Запорожец А.В. Психология. – М., 1987.
5.Ильина М.Н. Тесты для детей. – М., 1997.
6.Ковальчук Я.И.
7.Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986. – С. 209 – 214.
8.Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
9.Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
10.Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. – М., 1988. – С. 236 – 292.
11.Самарин Ю.Я. Опыт
экспериментально-
12.Спудина М.М. Застенчивые и развязные дети. //Дошкольное воспитание. – 1961. - №2. – С. 33 – 38.
13.Стреляу Я. Роль
14.Титаренко Т.М. Такие разные дети. – К., 1989.
15.Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности воспитанников