Влияние цвета на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:44, реферат

Краткое описание

Теория цвета — обширная и сложная область знаний. В неё входят элементы различных наук: оптики, спектроскопии, колориметрии, анатомии и физиологии человека, психологии, теории и истории искусства, философии, эстетики, теории архитектуры, дизайна и многих других прикладных наук.

Содержание

Введение 3
История изучения цветового зрения 4
Психология цвета Люшера 7
Тест Люшера 10
Теория Геринга 10
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 98.59 Кб (Скачать файл)

Современные попытки  объяснения механизмов цветового зрения

В конце ХХ - начале ХХI века в распоряжении у биологов, физиологов, нейрофизиологов и психологов появились и новые инструменты исследования, и новые результаты. Несмотря на обилие работ в этой области в настоящее время так и не удалось обнаружить никаких различий между колбочковыми рецепторами сетчатки глаза не говоря о уже о наличии трёх типов колбочек. Кроме того, удалось обнаружить всего два светочувствительных колбочковых пигмента хлоролаб и эритролаб и доказать их одновременное наличие во всех колбочках сетчатки.

Современные концепции цветного зрения включают в себя основные идеи, высказанные ещё в ХХ веке.

В 2000 г. был опубликован  обзор Витковского, а в 2009 г. - аналитический обзор Роберта Марка (Robert E. Marc, см. статью Лаборатория Р.Е.Марка) . Однако, ни одна из приведённых в этих обзорах работ, так и не смогла подтвердить трёхкомпонентный механизм цветовосприятия глазом. При этом результаты этих работ не опровергают нелинейную двухкомпонентную теорию цветовосприятия.

 

Психология  цвета Люшера

Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" ( он гонится за жертвой) — красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.

Эксперименты, проведенный  Люшером, показали, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

В целом имеющуюся литературу по проблемам цвета, так или иначе  затрагивающую вопросы диагностики, можно разделить на следующие  направления:

— физика цвета, или физиологическая  основа цветовосприятия;

— физиология и психофизиология  цвета и цветоощущений;

— психологические исследования корреляций цветовых предпочтений и  эмоционально-личностных параметров (например, исследования цветовых ощущений в выборке  депрессивных и маниакальных больных);

— культурологические и  философские проблемы цвета.

В рамках исследований физиологии и психофизиологии цвета, согласно Люшеру, наиболее интересной представляется "теория контрастов" физиолога Геринга. Он обнаружил, что зрительный пурпур в глазу изменяется под влиянием цветов: светлых — в направлении успокоения, темных — в направлении возбуждения. Черный цвет приводит зрительный пурпур в первоначальное положение.

Исследования филогенеза и онтогенеза цветового зрения позволяют  выделить следующие этапы:

— различение контрастов, "темноты" и "яркости";

— различение движения;

— различение цвета.

Беккер в 1953 году показал, что цветовое видение связано  как с корой, так и с подкоркой  головного мозга. Различение цвета, его идентификация, называние и  эстетическая реакция — все это  является функцией коры; с другой стороны, различение цвета связано с различением  контраста и влиянием на физиологические  системы через средний мозг.

Исайчев С. А. в 1986 году показал в сравнительном популяционном исследовании генетических основ цветового восприятия, что индивидуалные различия в восприятии цвета обусловлены морфофункциональной спецификой иерархически организованных нейрофизиологических и психологических механизмов. Диапазон фено - и генотипической изменчивости цветового зрения варьирует в зависимости от особенностей генетической и средовой структуры.

Гавриленко О. Н. выявил связь  между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у  испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой  ситуативной тревожностью — предпочитают красный и отвергают синий.

Н. В. Серов говорит о  трех уровнях информационно-энергетического  влияния цвета на человека:

а) сознательном (дорожный знаки);

б) подсознательном (красный — отвага, синий — разум);

в) бессознательном (красный — ускоряет пульс).

По мнению П. В. Симонова, Ч. Осгуда и др., эмоции связаны с аффективной нервной системой, "биологически одинаковой у всех людей" и, следовательно, бессознательный уровень цветового восприятия может быть идентичен во всех культурах, что прямо и косвенно подтверждается в работах К. Леви-Стросса, В. М. Бехтерева, Ч. Осгуда, К. Г. Юнга, В. С. Тюхтина и Дж. Гибсона (цит. по книге: Серов Н. В., Хроматизм мифа, Л., 1990). В частности, Леви-Стросс высказывает мнение, что "цвета представляют собой традиционную основу, которой нельзя абсолютно свободно манипулировать с момента истории возникновения человечества". "Сознательная" информация едина для конкретной цивилизации, нации, культуры, общества. Бессознательная и частично подсознательная информация (цвет, миф, мелодия, ритм) будет единой для всего человечества". (цит. по: Серов Н. В. "Хроматизм мифа" Л. 1990). Известно, что, хотя имеются существенные различия между цветовыми словарями различных языков и относительно размытые границы между цветами, определенные "фокусные" цвета легче запоминаются и выделяются в различных культурах (исследования Р. М. Фрумкина). Фокусные" цвета запоминаются лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения. Иными словами, зрительный перебор при восприятии осуществляется относительно независимо от вербального (Хейдер). Выявление фокусных цветов было проведено в исследовании Берлина и Каца среди испытуемых 20 различных языковых групп. Задача испытуемых заключалась в выборе тех цветных фишек, которые максимально соответствовали основным цветовым категориям их языка. Границы цветообозначений не всегда совпадали, но "лучшие образцы" (фокусные цвета) оказались сгруппированы вокруг 11 основных цветов:

8-ми хроматических: красного, желтого, зеленого, синего, коричневого,  оранжевого, розового, фиолетового  (пурпурного) и 3-х ахроматических: черного, серого, белого.

Таким образом, цвет как таковой  несёт огромную смысловую нагрузку, своими корнями уходящими в глубокую древность, при этом "бессознательный уровень цветового восприятия идентичен во всех культурах".

Семантика цвета, по Серову, является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей  по естественному семиотическому принципу цветового взаимодействия.

Цвет для первобытного человека являлся единственным и  естественным механизмом обобщения  опыта. В системе цветов, таким  образом, равно как и в связанной с ней мифологией, была закодирована связанная с подсознанием модель мира. Манселл ставит знак равенства между "цветовым пространством" и "древом жизни", "древом познания" и "мировым деревом". Тернер высказывает идею о том, что "культура, как понятие "надфизиологическое", на ранних стадиях своего развития оказывается тесно связанной с физиологией человеческого тела". По его мнению, именно человеческий организм и важный для его существования опыт образуют источник для всякой классификации:

белое = семя — союз мужчины  и женщины;

белое = молоко — мать и  ребёнок;

красное = материнская кровь — мать и ребёнок

+ группа и социальная  организация. 

Существует множество  захватывающих идей и исследований о связи мифологии с семантикой цвета в разных цивилизациях (см. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990).

Исследования группы Л. М. Веккера в 70-х годах показали, что семантика цвета тесно связана с эмоциональной подструктурой личности.

Эмоция отображается в  трех основных модальностях: слуховой, кинестетической и зрительной. Между  этими модальностями и собственно эмоцией (точнее, эмоциональным комплексом, поскольку эмоция имеет "иерархическое" строение) имеются отношения подобия (изоморфизма). Алфавит слуховой модальности  состоит из континуума вибраций, которым  субъективно соответствует высота тона звукоряда, а также сила звука. Наиболее ярким и гармоничным  примером в этом случае является мелодия.

Кинестетической модальности  соответствует субъективный образ  движения, который соответствует  также графическому изображению.

Наконец, зрительной модальности  эмоционального образа соответствует  как графическое изображение, так  и совокупность цветовых представлений.

Цвет и звук являются субъективными  образами, отражающими определенный спектр звуковых и электромагнитных колебаний, или вибраций. Ритимические вибрации, таким образом, являются первоосновой всех трех модальностей (Вундт).

Таким образом, как индивидуальный эмоциональный опыт записывается с  помощью трех основных алфавитов  — модальностей.

Этот факт лежит в основе ряда психотерапевтических техник (например, NLP, медитативные техники).

Существующие идеи и гипотезы цвета позволяют сделать по меньшей мере два практических вывода:

1. Поскольку в цветовом образе может накапливаться нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, таким образом, является единым для всего человечества простым языком, на котором, сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас, то этот простой язык может быть использован для создания нового поколения компьютеров, "совмещающих формально-логического язык спектроскопии и чувственно-образного язык "антропологии" и могущих работать в обоих режимах творческого мышления (Глезер В. Д. ) ".

2. Совокупность цветов  можно использовать не только  для диагностики эмоциональных  состояний, но и для лечения  многих психоматических расстройств.

 

Тест Люшера

Малый Люшер-тест состоит из стандартных 8-ми цветных карточек.. Каждому цвету присвоено определенное число: 1 — темно-синий, 2 — темно-зеленый, 3 — оранжево-красный, 4 — лимонно-желтый, 5 — бордо, 6 — светло-коричневый, 7 — черный и 8 (0) — серый.

Общие значения цветов

1. темно-синий: покой, слияние,  объединение, гармония, начало координат,  любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.

2. темно-зеленый: символ  — росток, пробивающийся сквозь  асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство. 

3. оранжево-красный: символ  — огонь, кровь, взрыв. Экспансия,  расширение "Я", подчинение окружающей  среды, сила, энергия, активность  во всех направлениях.

4. лимонно-желтый: символ  — расширяющийся луч солнца, изменение,  новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на  внешние стимулы, всепроникновение, радость.

5. бордовый: слияние красного  с синим, искусство, мистичность,  необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение  сущности, хрупкое динамическое  равновесие.

6. светло-коричневый (сочетание  красного и черного, желтого  и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность,  переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.

7. черный: символ — коллапс,  пустота, ночь, смерть, уничтожение,  является усилителем стоящего  рядом цвета — эксцентричность. 

Каждый цвет также символизирует  определенный период жизни человека: 1 — период до рождения; 2 — рождение; 3 — активный рост и освоение мира; 4 — социализация, вхождение в  общество; 5 — период вынашивания  и воспитания потомства; 6 — старость, болезни, заботы; 7 — смерть; 0 — небытие, латентное существование.

 

Теория Геринга

В 1870 году немецкий физиолог Эвальд Геринг сформулировал так называемую оппонентную гипотезу цветового зрения, известную также как теория обратного процесса или Теория Геринга. Он опирался не только на существование пяти психологических ощущений, а именно ощущение красного, жёлтого, зелёного, синего и белого цветов, но также и на тот факт, что они по-видимому, действуют в противоположных парах, одновременно дополняя и исключая друг друга. Суть её заключается в том, что некоторые «разные» цвета образуют при смешении промежуточные, например зелёный и синий, жёлтый и красный. Другие пары промежуточных цветов образовать не могут, зато дают новые цвета, например красный и зелёный. Красно-зелёного цвета нет, есть жёлтый.

Вместо того, чтобы постулировать три типа реакций колбочек, как в теории Юнга-Гельмгольца, Геринг постулирует наличие трёх типов противоположных пар процессов реакции на чёрный и белый, жёлтый и синий, красный и зелёный цвета. Эти реакции происходят на пострецепторной стадии действия зрительного механизма. Теория Геринга выдвигает на первый план психологические аспекты цветового зрения. Когда три пары реакций идут в направлении диссимиляции, возникают тёплые ощущения белого, жёлтого и красного цветов; когда они протекают ассимилятивно, им сопутствуют холодные ощущения чёрного, синего и голубого цветов. Использование четырёх цветов при синтезе цвета дает больше возможностей, чем использование трёх.

Модель Геринга хорошо объяснила «отрицательные» последовательные образы. Модель Геринга обрела не только сторонников, но и противников. Доводы последних сводились в основном к следующему. Во-первых: пять разных типов светоприёмников в глазу — многовато. К тому же, зачем жёлтый рецептор, если жёлтый цвет получается смешением сигналов «красного» и «зелёного»? Во-вторых, почему противоположные жёлтый и синий дают белый цвет, а противоположные красный и зелёный — жёлтый? В настоящий мометнт ни анатомических, ни физиологических доказательств этой гипотезы нет.

Информация о работе Влияние цвета на человека