Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 00:21, курсовая работа
Цели:
- Изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.
Задачи:
- Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса
- Определить особенности внимания
- Определить виды внимания
- Рассмотреть разновидности и формы внимания
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Определение, виды и функции внимания…………………………………4-6
2. Свойства внимания………………………………………………..................6-8
3. Методы изучения внимания………………………………………………….8-9
3.1. Внимание как селекция………………………………………………………….8-9
3.2. Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов……….....9
3.3. Внимание как перцептивное действие………………………………………….9
4. Нарушения внимания………………………………………………………...10 -13
Заключение……………………………………………………………………………14
Приложения………………………………………………………………………..15-17
Литература……………………………………………………………………………18
Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем одновременного прикосновения справа и слева острыми предметами (кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений – одно или два. При поражении правой теменной доли больной чаще «не замечает» прикосновения к левой руке. Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.
Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правильно, но затем одна рука замедляет движения – «отключается». На вопрос: «Правильно ли Вы делаете?», он отвечает: «Правильно». Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Это игнорирование собственных ошибок отражает нарушения внимания в двигательной сфере. Они возникают обычно при локализации очага поражения в передних отделах правого полушария (премоторных, префронтальных и глубинных с вовлечением базальных ядер)
Под нарушениями внимания
понимают негативные изменения направленности,
избирательности или
Заключение.
Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.
Внимание повышает эффективность
соответствующей психической
В каждый данный момент содержание психической деятельности связано с относительно небольшим количеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.
Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.
При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.
Приложения.
Прил.1.
Прил.2.
Вид нарушения внимания |
Сущность явления |
Основные причины |
Отвлекаемостъ внимания |
Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может бытьвнешней и внутренней. |
Возможные причины отвлечения внимания: • недостаточная сформиро-ванность волевых качеств; • повышенная утомляемость; • плохое самочувствие; • монотонная, неинтересная деятельность; • быстрый или слишком медленный темп деятельности; • наличие резких посторонних раздражителей |
Вид нарушения внимания |
Сущность явления |
Основные причины |
Рассеянность внимания |
Неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может выступать: а) как неспособность к сосредоточению; б) как чрезмерная концентрация на другом объекте деятельности. Таким образом, рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании |
Причин подлинно рассеянного внимания много: • общее расстройство нервной системы (неврастения); • физическое и умственное утомление и переутомление; • наличие тяжелых переживаний, психотравм; • эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); • нарушение режима труда и отдыха |
Подвижность внимания |
Постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой |
Возбудимый тип нервной деятельности, чрезмерная подвижность нервных процессов; ухудшение состояния соматического здоровья |
Инертность внимания |
Малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей |
Органические или функциональные нарушения мозга |
Сужение объема внимания |
Концентрация внимания на каком-то одном событии или явлении (чаще всего негативного характера), снижение широты взгляда |
Стресс, навязчивая проблема, глубокие эмоциональные переживания |
Литература.