Внимание и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать
ориентировочную реакцию, которая и позволит после нам «настроить» на
него свои органы чувств. Природа и сущность внимания вызывает
серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты
сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной
функции, считают его только стороной или моментом других
психологических процессов.

Содержание

Введение
1. Функции и виды внимания
2.Виды памяти и их особенности
3. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека
4. Вывод
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

План внимание и память.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 
1. Двигательная – способность запоминать и воспроизводить 
систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать 
галстук).

 
2. Образная память – возможность сохранять и в дальнейшем 
использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой 
анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно 
говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, 
осязательной, обонятельной и вкусовой.

 
3. Эмоциональная память – представляет собой запечатление 
пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. 
Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, ещё 
долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда, ярости).

 
4. Вербальная (иногда называемая словеснологической или 
семантической) память. С её помощью образуется информационная база 
человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных 
действий (чтение, счёт). Семантическая память как продукт культуры 
включает в себя формы мышления и анализа, основные грамматические 
правила родного языка.

 
3. Пути, приёмы и  средства улучшения  памяти человека.

 
Память – одна из самых уязвимых способностей человека, её 
многообразные нарушения весьма распространены. Существуют также методы 
воздействия на память.

 
1. При прямом воздействии на  некоторые участки мозга в  сознании могут 
всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вспоминает то, 
что давно забыл, и легко продолжает помнить «забытое» после операции.

 
2. Был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод 
данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего 
запоминание вновь поступившей новой информации невозможен. Этот центр 
называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После 
двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что 
было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.

 
3. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут 
служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот 
– пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно 
улучшают кратковременную и долговременную память.

 
4.Для управления памятью более  адекватно воздействия на мозг  и его 
подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно 
добиться путём влияния на мозг различными физическими факторами 
– электрическими и акустическими. Память можно и нужно 
развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её 
продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: 
объём, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и 
воспроизведению.

 
5.Для уменьшения забывания необходимо: 
· Понимание, осмысление информации;  
· Повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после 
заучивания, т.к. через час в памяти остаётся только 50 % механически 
заученной информации). Нужно помнить, что 30 повторений в течении 
месяца эффективнее, чем 100 повторений в день.

 
6. Игра «Память». 
Чертиться квадрат, в нём расположены символы, даётся несколько секунд 
на запоминание их расположения. Затем за минимум времени нужно 
воспроизвести порядок расположения этих символов. Эта игра тренирует 
зрительную память, точность и быстроту запоминания. 
Вывод:  
Как уже упоминалось, память одна из самых уязвимых способностей 
человека. Как отмечал Ларогифуко: «все жалуются на свою память, но 
никто не жалуется на свой разум». Типичные расстройства памяти 
наглядно демонстрируют её зависимость от всего комплекса личностных 
особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять память 
именно как психологический феномен.  
Нужно развивать память, повышать её продуктивность. На продуктивность 
памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным 
причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип 
запоминания, врождённые способности, состояние организма, 
предшествующий опыт, установка человека. К объективным причинам 
относятся: характер материала, количество материала, его осмысленность 
и понятность, его связность и особенности обстановки. 
Произвольная направленность и сосредоточенность психической 
деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. 
Если внимательно сосредоточиться на каком-либо предмете, то легче 
будет воспроизвести его в памяти. Важной особенностью объема внимания 
является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и 
тренировке. Но все-таки как и память , внимание можно развивать с 
помощью психологических упражнений «Наблюдательность». Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в 
школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания делают 
устно, но можно записать, а затем сравнить между собой и с реальной 
действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной 
памяти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография:  
1. Л.Д.Столяренко «основы психологии». Учебное пособие (серия «Высшее 
образование»), 2003 год. 
2.Ж. Годфруа «Что такое психология ?», 1994 г. 
3.Р.М.Нилов «Психология», 1997 г.

Информация о работе Внимание и память