Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:38, лекция
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Внимание – это
процесс сознательного или бессознательного
(полусознательного) отбора одной информации,
поступающей через органы чувств и игнорирование
другой.
Внимание обладает 5 свойствами:
1)Устойчивость – проявляется в способности человека в течение длительного времени сохранить своё внимание на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.
2)Сосредоточенность
внимания – проявляется в
3)Переключаемость
внимания – понимается как
его перевод с одного объекта
на другой, с одного вида дея-ти
на иной. Проявляется в скорости,
с которой человек может
4)Распределение внимания.
5)Объём внимания
– это такая его
Функции внимания:
Активизация –
активизирует нужные и тормозит в
данный момент психологические и
физиологические процессы. Способствует
организованному и
Виды
внимания:
1)Природное – даётся человеку с рождения.
Основной механизм – это ориентировочный
рефлекс.
2)Социально-обусловленное – приобретено в течение времени.
3)Непосредственное – внимание, которое ничем не управляется.
4)Опосредственное
– регулируется с помощью
5)Непроизвольное
6)Произвольное
7)Послепроизвольное
– возникает на основе
8)Чувственное – связано с эмоциями, с избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
9)Интеллектуальное
– связано со
Объём внимания зависит от того: связаны объекты между собой или нет.
Главная цель внимания: распределение внимания зависит от того, на сколько хорошо мы знаем оба действия.
Устойчивость
внимания – это длительная сосредоточенность
на объекте восприятия.
Условия:
Активное отношение
к объекту внимания. Необходимо вызвать
активность мышления, воображения, возбуждать
интересы и чувства. Сознание внимания
зависит и может охарактеризовать психическое
состояние человека. В процессе развития
личности могут формироваться постоянные
и устойчивые свойства внимания, которые
становятся характерными качествами личности.
Память – это
психический процесс запоминания, сохранения,
воспроизведения и сохранения человеком
разнообразной информации.
Виды памяти:
1)По времени сохранения материала: -мгновенная, -кратковременная, -оперативная, -долговременная, -генетическая
2)По виду анализатора: -зрительная, -слуховая, -вкусовая, осязательная, обонятельная
3)По характеру запоминания материала:
- наглядно-образная
- словесно-логическая
- двигательная
- эмоциональная
4)В зависимости от приёмов заучивания: механическая и логическая
5)По устремлённости:
непроизвольная и произвольная.
I
1)Мгновенная (иконическая) память – представляет собой непосредственное отражение информации органами чувств. Связана с удержанием картины только что воспринятого органами чувств. Эта память – образ. (от 0,1-0,5 сек.)
2)Кратковременная память – представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного восприятия (примерно 20 сек. без повторения) с актуальностью.
3)Оперативная
память – сохранение материала
после его запечатления на
врем, необходимое на время
4)Долговременная память – память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения.
5)Генетическая
память – её можно определить
как такую, в которой
II
1)Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
2)Слуховая память
– это хорошее запоминание
и точное воспроизведение
3)Вкусовая, осязательная, обонятельная память – связана с удовлетворением и защитой организма.
III
1)Наглядно-образная память – представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы.
2)Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику на отношение между элементами, получаемой словарной форме информации.
3)Двигательная память – память на движение.
4) Эмоциональная
память – память на
IV
1) Механическая
память – это запоминание
2) Логическая (смысловая) память – это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
V
1) Непроизвольная
память – характеризуется
2) Произвольная
память – характеризуется
Процессы памяти:
1) Запоминание – представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации. Запоминание: произвольное и непроизвольное (без каких-либо усилий).
2) Заучивание
– это систематическое,
3) Сохранение
– удержание в памяти
4) Забывание – это процесс появления в сознании представлений памяти ранее воспринятых мыслей, осуществление ранее заучиваемых движений.
5) Узнавание
– представляет собой
Эффективное запоминание зависит от:
- наличие установки мотива;
- важность информации
- сочетания запоминания и применения
- использования приёмов запоминания
- эмоциональности восприятия информации
- осмысления материала
- количества повторений
- психического
состояния человека и
Особенности памяти:
- объём
- быстрота
- точность
-готовность
- длительность
Объём отражает количественные показатели и возможности, запечатляемые, сохраняемые и воспроизводимые человеком информации.
Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации, достигать определённой скорости, её обработки и использования.
Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения, воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.
Готовность – важнейшая характеристика памяти, которая свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатлённую информацию.
Длительность
– свидетельствует о способности удерживать
определённое время в своём сознании нужную
информацию.