Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:53, доклад
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание как условие сознательной деятельности
1. Понятие о внимании.
Ни один психический процесс
не может протекать
Внимание – направленность и
сосредоточенность сознания на каком-нибудь
предмете, явлении или деятельности.
Направленность сознания – выбор
объекта, а сосредоточенность
Внимание обуславливает
Внимание не представляет самостоятельного
психического процесса, так как не
может проявляться вне других
процессов. Мы внимательно или невнимательно
слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким
образом, внимание является лишь свойством
различных психических
2. Физиологические основы
В коре больших полушарий мозга
могут протекать два процесса:
возбуждение и торможение. Когда
человек внимателен к чему-либо,
это значит, что у него в коре
мозга возник очаг возбуждения. Остальные
участки мозга в это время
находятся в состоянии
Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Способность настораживаться, реагируя иногда на очень незначительное изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
3. Виды внимания.
Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:
1. Относительная сила
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания,
которое возникает после
Если условием появления непроизвольного
внимания являются, как было сказано,
качества внешних раздражителей
и особенности внутреннего
4. Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые
1. Сосредоточенность (
2. Устойчивость – большая
3. Объем внимания – количество
объектов воспринимаемых
4. Распределение – умение
5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.
5. Рассеянность и внимательность.
При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.
Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.
Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Внимательность связана с
Обычно выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, вообще творческие люди отличаются внимательностью. Здесь можно назвать Дарвина, Павлова, Толстого, Чехова, Горького.
Информация о работе Внимание как условие сознательной деятельности