Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:49, контрольная работа
Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.
Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.
8)Внимание как условие сознательной деятельности, свойства внимания.
Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.
Внимание, обеспечивая выделение
значимых для данной деятельности объектов,
представляет собой оперативно-
Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде -внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики -внутринаправленное внимание.
Основным физиологическим
механизмом внимания является функционирование
очага оптимального возбуждения, или
доминанты, по терминологии физиолога
А.А. Ухтомского. Благодаря оптимальному
возбуждению в определенной области
коры мозга создаются условия
для наиболее точного и полного
отражения того, что особенно значимо
в данный момент, и блокируется
отражение всего того, что не имеет
отношения к текущей
Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.
Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять
психическую деятельность -- одна из
основных особенностей сознания человека.
В процессе деятельности произвольное
внимание может перейти в
Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.
Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость -связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов. Охарактеризуем кратко вышеуказанные особенности внимания.
Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий.
Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания - необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.
Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм).
Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.
24) Роль руководителя в системе управления, его функции. Основные качества руководителя: профессиональные, деловые, штатные, организаторские способности.
Эффективность руководства
во многом определяется соответствием
индивидуальных черт руководителя тем
ролям и функциям, которые он призван
выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме
требования к руководителю отражаются
в социальных ролях, предписанных ему
предприятием.
Американский ученый И. Ансофф выделяет
четыре роли руководителя[6]:
1. Роль лидера. В данном случае имеется ввиду
неформальный лидер, обладающий высоким
авторитетом и способностью влиять на
других людей.
2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность
руководителя контролировать положение
дел, принимать решения и добиваться их
реализации, организовывать и координировать
действия подчиненных, обеспечивать порядок,
соблюдение правовых и административных
норм и распоряжений.
3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли –
оптимизация будущей деятельности организации,
посредством анализа тенденций изменений
как самой организации, так и окружающей
ее среды; определение управленческих
альтернатив и выбор наилучших их них,
концентрация ресурсов на главных направлениях
деятельности.
4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель
должен быть экспериментатором, находить
новые виды деятельности, нестандартные
решения, наиболее соответствующие ситуации,
должен быть готовым к определенному предпринимательскому
риску, при этом всячески минимизирую
его.
Более детальную и близкую в к российским
условиям классификации ролей руководителя
дают авторы учебного пособия «Менеджмент
персонала. Функции и методы».
1. «мыслитель» - общее осмысление
положения дел в подразделении, поиск
оптимальных способов решения проблем;
2. «штабной работник» - обработка
управленческой информации и составление
документации;
3. «организатор» - координация
работы сотрудников;
4. «кадровик» - отбор, расстановка,
оценка персонала;
5. «воспитатель» - обучение и
мотивация персонала;
6. «снабженец» - обеспечение группы
всем необходимым для трудовой деятельности;
7. «общественник» - участие в
качестве ведущего на заседаниях и совещаниях;
работа с общественными организациями;
8. «инноватор» - внедрение передовых
методов труда и научно-технических достижений
в производство;
9. «контролер» - контроль за соблюдением
организационных норм и качеством продукции;
10. «дипломат» - налаживание связей
с другими учреждениями и их представителями [7].
Социальные роли руководителя детализируются
и проявляются в его функциях.Можно выделить
следующие функции руководителя:
Оценка ситуации, разработка,
обоснование (т.е. выяснение, насколько
реальны, понятны и контролируемы цели).
Определение и подготовка мероприятий
по достижению целей.
Координация деятельности сотрудников
в соответствии с общими целями.
Контроль за персоналом и соответствием
результатов его деятельности поставленным
задачам.
Организация деятельности сотрудников,
т.е. использование существующих и создание
новых организационных структур для руководства
персоналом и его деятельностью.
Информирование сотрудников.
· Интерактивное, контактное
взаимодействие (коммуникация) – деловое
общение с целью получение информации,
консультирования, оказания помощи и т.п.
Формирование системы стимулирования
сотрудников и их мотивации.
Делегирование задач, компетенций,
ответственности.
Предотвращение и разрешение конфликтов.
Распространение специфических
для организации ценностей и
норм.
Забота о подчиненных и обеспечение их
лояльности.
Формирование сплоченного коллектива
и поддержании его дееспособности.
Ослабление чувства неуверенности в действиях
персонала и обеспечение организационной
стабильности.
Функции руководителя выступают основной
мерой его оценки индивидуальных качеств,
которые призваны способствовать успешному
осуществлению им всех своих социальных
ролей и направлений деятельности. Как
правило, чем в большей мере эти качества
соответствуют выполненным функциям,
тем эффективнее руководство.
30) Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Роли отношений в трудовом коллективе.
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это не означает, что они постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу, главное здесь -- включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции -- подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.
Группа
может выступать в качестве управляющей,
управляемой или
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.
Такое
психологическое признание
Во-первых,
взаимодействие позволяет преодолеть
ограниченность физических и интеллектуальных
способностей каждого в отдельности.
Во-вторых, на его основе удается
выполнить гораздо больший
Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.
Коллектив
играет огромную роль в жизни каждого
человека. которую трудно переоценить.
Прежде всего, в его рамках удовлетворяется
естественная потребность людей
в общении и деловом
Воздействуя
на поведение людей, коллектив во
многом способствует его изменению.
Здесь человек имеет
В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.
Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.
Идеальная
с управленческой точки зрения ситуация
располагается где-то посредине
и характеризуется
По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.
Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.
По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.
Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовых задач и постоянные.
Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне -- от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности при вступлении в клуб собаководов.
Информация о работе Внимание как условие сознательной деятельности, свойства внимания