Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 12:13, реферат
Одним из психических познавательных процессов наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением, является речь. В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Общее понятие о речи.
Внутренняя речь.
Этапы становления внутренней речи в онтогенезе.
Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, при возникновении внутренней речи возникает сложное волевое действие как саморегулирующая система, осуществляемая с помощью собственной речи ребенка - сначала развернутой, затем свернутой.[6]
За последние десятилетия эти
положения Л.С. Выготского были подробно
прослежены в экспериментах П.Я. Гальперина
и его сотрудников (1959, 1975), показавших,
что всякое интеллектуальное действие
начинается как развернутое материальное
или материализованное действие, иначе
говоря как действие, опирающееся на развернутые
внешние манипуляции с предметами. Затем
человек начинает использовать собственную
речь и интеллектуальное действие переходит
на стадию развернутой речи. Лишь вслед
за этим внешняя речь сокращается, становится
внутренней и начинает принимать участие
в организации тех сложных видов интеллектуальной
деятельности, которые П.Я. Гальперин называет
"умственными действиями". Умственные
действия, являющиеся основой интеллектуальной
деятельности человека, создаются на основе
сначала развернутой, а затем сокращенной
и свернутой речи.
Эти положения дают возможность подойти
к решению важнейшего вопроса о внутреннем
строении и происхождении волевого акта.
Волевой акт начинает пониматься не как
первично духовный акт и не как простой
навык, а как опосредствованное по своему
строению действие, опирающееся на речевые
средства, причем под этим имеется в виду
не только внешняя речь как средство общения,
но и внутренняя речь как средство регуляции
поведения. Все сказанное является совершенно
новым решением одной из сложнейших проблем
психологии - проблемы волевого акта. Оно
позволяет нам подойти к волевому (и интеллектуальному)
акту материалистически, как к процессу
социальному по своему происхождению,
опосредствованному по своему строению,
где роль средства выполняет прежде всего
внутренняя речь человека.
Литература.