Внутриличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в следующем:
• понятие и виды внутриличностных конфликтов;
• основные психологические концепции внутриличностных конфликтов;
• формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов 5
1.1. Понятие внутриличностного конфликта 5
1.2. Виды внутриличностных конфликтов 8
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов 9
3. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов 13
3. 1. Формы проявления внутриличностных конфликтов 13
3.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов 13
3.3. Анализ конфликта из моей жизни «нужно – не могу» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список используемых источников: 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Учение об экстраверсии и интпроверсии Карла  Юнга (1875-1961гг.). 
К.Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К.Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К.Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии  Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во в ну три личностном конфликте. 
Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Концепция «экзистенциальной  дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980гг.). В объяснении внутриличностных конфликтов Э.Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские  подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902 -1994гг.).  
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. 
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947гг.). Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов. Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

 

3. Формы    проявления   и   способы   разрешения   внутриличностных конфликтов

3. 1. Формы проявления  внутриличностных конфликтов

Существует несколько  форм проявления внутриличностных конфликтов. У каждого человека, находящегося в конфликте с самим собой, проявляется та или иная форма внутриличностного конфликта (Табл. 1).

Таблица 1. Формы проявления внутриличностных конфликтов

ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

СИМПТОМЫ

Неврастения

  • Невыносимость к сильным раздражителям;
  • Подавленное настроение;
  • Снижение работоспособности;
  • Плохой сон;
  • Головные боли

Эйфория

  • Показное веселье;
  • Выражение радости неадекватно ситуации;
  • «смех сквозь слузы»

Регрессия

  • Обращение к примитивным формам поведения;
  • Уход от ответственности

Проекция

  • Приписываниенегативных качеств другому;
  • Критика других, часто необоснованная

Номадизм

  • Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров;
  • Частные разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки

Рационализм

  • Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

 

3.2. Способы  разрешения внутриличностных конфликтов

Разрешение (или  преодоление) внутриличностного конфликта – это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта  носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего следует  отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит  личностный характер. Поэтому его  разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Для установления внутреннего равновесия ребенка бывает достаточно дать ему конфету; для преодоления внутриличностного конфликта российского «Homo novus» может быть будет недостаточно и целой кондитерской фабрики. Способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин и т.д.

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия – способность индивидума взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Таблица 2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешения

Содержание действий

Компромисс

Сделать выбор  в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации

Уход

Уход от решения  проблемы

Переориентация

Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему

Сублимация

Перевод психической  энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.

Идеализация

Предавание  мечтаниям, фантазиям, уход от действительности

Вытеснение

Подавление  чувств, устремлений, желаний

Коррекция

Изменение Я-концепции  в направлении достижения адекватного  представления о себе


 

Однако, несмотря на необходимость  индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:

  • Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
  • Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.
  • Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.
  • Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.
  • «Выпустите пар». Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. Они лечат в внутриличностные конфликты. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач – большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянной антидепрессивной терапии.
  • Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.
  • Измените условия или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.
  • Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний. Может быть, ваши способности или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.
  • Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди «не без греха» и мы не исключение.
  • Плачьте на здоровье. Американский биохимик У.Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

3.3. Анализ  конфликта из моей жизни «нужно  – не могу»

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей  просто нет. Отличает нас друг от друга  иное – умение или неумение прощать.

В основе конфликтов лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт из-за возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений – «он мой друг» и «друзья так не поступают».

Данная проблематика описывается в психологии теорией  когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить.

Чем сильнее диссонанс, что в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем целесообразность». Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы сознаем, что поступили в разрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление  внутренних конфликтов, но и позволяет  нам «уходить» от межличностных  осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек  может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был, не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т.д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти проявления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление  диссонанса переживается как сложная  психологическая проблема, затрагивающая  значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы выяснили, насколько многообразны, бывают конфликты  и как важно их предупреждение. Несмотря на существования такого количества теорий, все они сходятся в одном – для человека конфликт всегда является стрессом и то, насколько он будет сильным и долгим зависит от результатов по достижению его предотвращения и получения в итоге положительного эффекта.

Конфликт вынуждает  нашу душу трудиться. Нужно уметь  принимать человека любым, таким, каков  он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку. Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который видит, думает, чувствует иначе, чем мы. Конфликт – это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет намного легче.

Каждый человек по особенному относится к тому или  иному явлению, по-своему оценивает  происходящие события. Конфликт – не исключение из этого правила. И поэтому каждый из нас занимает определенную позицию по отношению к конфликту как явлению нашей действительности.

Конечно, мы можем сказать, что совсем не важно, как мы относимся  к конфликту. Главное, чтобы он был  разрешен, но развитие конфликта, его разрешение зависит от позиции по отношению к конфликту. А самое важное, что от этого же зависит и процесс формирования личности субъектов, участвующих в конфликте.

Для решения психологической  проблемы конфликта было бы уместно  ввести объективное обучение детей в школах и дошкольных учреждениях о том, как поступать в конфликтных ситуациях и как их регулировать на базовых уровнях, что бы все дети знали основы конфликтологического учения уже с самого детства – это помогло бы превращать многие конфликты в конструктивные и избегать их разрушительного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Анцупов Л. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2004, – 551с.
  2. Буртова Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М: АСТ, 2005, – 358с.
  3. Карбатов В.И. Конфликтология. – М.: ФЕНИКС, 2007, – 223с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – С. 221.
  5. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1998, – 256с.
  6. Соколов С.В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2001, – 327с.

Информация о работе Внутриличностные конфликты