Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:15, контрольная работа
Основная цель данной работы заключается в следующем:
• понятие и виды внутриличностных конфликтов;
• основные психологические концепции внутриличностных конфликтов;
• формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов 5
1.1. Понятие внутриличностного конфликта 5
1.2. Виды внутриличностных конфликтов 8
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов 9
3. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов 13
3. 1. Формы проявления внутриличностных конфликтов 13
3.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов 13
3.3. Анализ конфликта из моей жизни «нужно – не могу» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список используемых источников: 21
Учение об
экстраверсии и интпроверсии Карла
Юнга (1875-1961гг.).
К.Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов
исходит из признания конфликтной природы
самой личностной установки. В опубликованной
в 1921 году книге «Психологические типы»
он дал типологию личности, которая до
сих пор считается одной из самых убедительных
и широко используется как в теоретической,
так и в практической психологии. Типологию
личности К.Юнг осуществляет по четырем
основаниям (функциям личности): мышлению,
ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая
из функций психики, по К.Юнгу, может проявляться
в двух направлениях — экстраверсия и
интроверсия. Исходя из всего этого он
выделяет восемь типов личности, так называемые
психосоциотипы: мыслитель-экстраверт;
мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт;
ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт;
эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт;
интуитивный-интроверт.
Главным в типологии
Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно
она определяет личностную установку,
которая в конечном итоге и проявляется
во в ну три личностном конфликте.
Так, экстраверт изначально ориентирован
на внешний мир. Он строит свой внутренний
мир в соответствии с внешним. Интроверт
же изначально погружен в себя. Для него
самое главное – мир внутренних переживаний,
а не внешний мир с его правилами и законами.
Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным
конфликтам более, чем интроверт.
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980гг.). В объяснении внутриличностных конфликтов Э.Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Теория психосоциального
развития Эрика Эриксона (1902 -1994гг.).
Суть теории Эриксона состоит в том, что
он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального
развития личности, на каждой из которых
каждый человек переживает свой кризис.
Но на каждом возрастном этапе происходит
либо благоприятное преодоление кризисной
ситуации, либо неблагоприятное. В первом
случае происходит позитивное развитие
личности, ее уверенный переход на следующий
жизненный этап с хорошими предпосылками
для его успешного преодоления. Во втором
случае личность переходит в новый этап
своей жизни с проблемами (комплексами)
прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные
предпосылки развития личности и вызывает
у нее внутренние переживания.
Мотивационные конфликты
по Курту Левину (1890-1947гг.). Большую
практическую ценность для выявления
внутриличностных конфликтов и определения
путей их разрешения представляет классификация
внутренних конфликтов. Кроме изложенных
выше психологических концепций внутриличностных
конфликтов существуют и другие, разработанные
в рамках когнитивной и гуманистической
психологии. Формы проявления и способы
разрешения внутриличностных конфликтов.
Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.
Существует несколько форм проявления внутриличностных конфликтов. У каждого человека, находящегося в конфликте с самим собой, проявляется та или иная форма внутриличностного конфликта (Табл. 1).
Таблица 1. Формы проявления внутриличностных конфликтов
ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ |
СИМПТОМЫ |
Неврастения |
|
Эйфория |
|
Регрессия |
|
Проекция |
|
Номадизм |
|
Рационализм |
|
Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта – это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.
Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.
Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Для установления внутреннего равновесия ребенка бывает достаточно дать ему конфету; для преодоления внутриличностного конфликта российского «Homo novus» может быть будет недостаточно и целой кондитерской фабрики. Способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин и т.д.
Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия – способность индивидума взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.
Таблица 2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Способ разрешения |
Содержание действий |
Компромисс |
Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход |
Уход от решения проблемы |
Переориентация |
Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему |
Сублимация |
Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация |
Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение |
Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция |
Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |
Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:
Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное – умение или неумение прощать.
В основе конфликтов лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт из-за возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений – «он мой друг» и «друзья так не поступают».
Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить.
Чем сильнее диссонанс, что в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем целесообразность». Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы сознаем, что поступили в разрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).
Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был, не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т.д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.
Но все эти проявления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.
В ходе работы мы выяснили, насколько многообразны, бывают конфликты и как важно их предупреждение. Несмотря на существования такого количества теорий, все они сходятся в одном – для человека конфликт всегда является стрессом и то, насколько он будет сильным и долгим зависит от результатов по достижению его предотвращения и получения в итоге положительного эффекта.
Конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Нужно уметь принимать человека любым, таким, каков он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку. Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который видит, думает, чувствует иначе, чем мы. Конфликт – это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет намного легче.
Каждый человек по особенному относится к тому или иному явлению, по-своему оценивает происходящие события. Конфликт – не исключение из этого правила. И поэтому каждый из нас занимает определенную позицию по отношению к конфликту как явлению нашей действительности.
Конечно, мы можем сказать, что совсем не важно, как мы относимся к конфликту. Главное, чтобы он был разрешен, но развитие конфликта, его разрешение зависит от позиции по отношению к конфликту. А самое важное, что от этого же зависит и процесс формирования личности субъектов, участвующих в конфликте.
Для решения психологической проблемы конфликта было бы уместно ввести объективное обучение детей в школах и дошкольных учреждениях о том, как поступать в конфликтных ситуациях и как их регулировать на базовых уровнях, что бы все дети знали основы конфликтологического учения уже с самого детства – это помогло бы превращать многие конфликты в конструктивные и избегать их разрушительного характера.