Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:33, контрольная работа
Цель данной работы: определить понятие внутриличностных конфликтов, их сущность и проявление. Охарактеризовать основные подходы к пониманию внутриличностных конфликтов.
Введение 3
1. Природа и основные виды внутриличностных конфликтов 4
1.1.1. Психоаналитическое направление 4
1.1.2. Направление гуманистической психологии 6
1.1.3. В рамках когнитивной психологии 7
1.1.4. В рамках итеракционизма 9
2. Причины и источники внутриличностных конфликтов 10
2.1.1. Личностные 10
2.1.2. Ситуативные 11
2.1.2.1.1. Внешние 11
2.1.2.1.2. Внутренние 12
3. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов 12
3.1.1. Действие механизмов психологиечской защиты 12
3.1.2. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 14
Заключение 17
Список использованных источников 21
Содержание
Введение 3
Заключение 17
Список использованных источников 21
Введение
Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок и используемых методов.1
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.
Трудно представить человека, который
бы не подвергался внутриличностным
конфликтам. Более того, с такими
конфликтами человек
Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения — суицида.
Поэтому для каждого человека важно знать, что же такое конфликт вообще, и особенно конфликт внутриличностный.
Цель данной работы: определить понятие внутриличностных конфликтов, их сущность и проявление. Охарактеризовать основные подходы к пониманию внутриличностных конфликтов.
1. Природа и основные виды внутриличностных конфликтов
1.1 Психоаналитическое направление
Фрейд, будучи врагом утопий и иллюзий, отказался считать конфликты в человеческой душе лишь печальным следствием несовершенства мира. Он мужественно признал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни.
Фрейдистский подход предполагает, что источники конфликтности находятся в самой структуре личности. Согласно 3.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом.2 Эта борьба, по 3.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.
Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я – Я - Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности.3
Все они руководствуются различными принципами:4
Оно — принципом удовольствия. «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия.
Я — принципом реальности. «Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей.
Сверх-Я — принципом долженствования. «Сверх-Я» появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности.
Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (Сверх-Я). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации.
В основе поведения лежат потребности, которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения.
На основе теории Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой.
Принятие ценностно-
Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
Ценности, как принятые
личностью, так и навязанные обществом,
воплощающие в себе общественные
нормы и выступающие как
Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие виды внутриличностных конфликтов (рис.1):6
Рисунок 1 - Типология внутриличностных конфликтов
Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например, эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека.
Определение внутриличностного конфликта
возможно через анализ поведения, в
котором неосознанно
Система З.Фрейда разрабатывалась в то время, когда набирали силу широкие социальные движения, когда вспыхнули две мировые войны, социологи заинтересовались феноменом толпы, психологи ужаснулись жестокости людей в конфликтах. Человек как бы терял в них разум.
Зигмунд Фрейд дал первое объяснение феномену бессознательного. Оно возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов личности.
1.2 Направление гуманистической психологии
1.2.1 «Я-Концепция» по К.Роджерсу
Дальнейшее развитие представлений
о внутриличностном конфликте мы
можем найти в гуманистической
психологии. Одним из лидеров этого
направления является Карл Роджерс
(1902 - 1987). Основным компонентом структуры
личности, по его мнению, является "Я-концепция"
- представление личности о самой себе,
формирующееся в процессе взаимодействия
личности с окружающей средой. Формирование
"Я-концепции" не проходит без конфликта.
Человек стоит перед дилеммой: принять
оценку других или остаться при своей.
Иными словами обесценить либо себя, либо
других. В процессе социализации ребенок
отказывается от индивидуального оценочного
механизма и подчиняет свое поведение
системе оценок окружающих, чтобы не потерять
их любовь. Он учится недоверчиво относиться
к собственным ощущениям и желаниям, перенося
источник оценок на других людей. Роджерс
считает, что таким образом многие люди
получают ценностные образы, зачастую
крайне противоречивые, так как порождаются
они огромным количеством источников.
Присваивая эти ценности, не вникая в свои
внутренние ощущения и реакции на эти
образы, человек уходит все дальше от истинной
самооценки. Именно это противоречие между
осознанными, но ложными оценками и оценочным
механизмом на неосознанном внутреннем
уровне характеризует незрелую личность,
страдающую от невозможности самоактуализации.
При жесткой структуре "Я" не согласующийся
с ней опыт воспринимается как угроза
личности и при своем осознании либо подвергается
искажению, либо вовсе отрицается. Преодолеть
этот внутренний конфликт может помочь
предложенная Роджерсом психотерапия,
"центрированная на клиенте", цель
которой - так перестроить структуру "Я"
личности, чтобы она стала гибкой, открытой
по отношению ко всему опыту.
Таким образом, и у Роджерса, как и в неофрейдизме,
развитие личности определяется врожденной
тенденцией, социальная среда играет лишь
роль внешнего, чуждого природе человека
фактора давления. Внутренние конфликты,
согласно его теории, никак не отражают
объективные трудности, с которыми сталкивается
личность, реально действуя в своей социальной
среде.
1.2.2 Теория А. Маслоу
Согласно концепции одного из ведущих
представителей гуманистической психологии
американского психолога
Самая высшая - потребность в самоактуализации, то есть в реализации возможностей, способностей и талантов человека. Однако человеку не всегда удается быть тем, кем он мог бы стать. Это несоответствие между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и составляет основу внутреннего конфликта.[18]
1.3 В рамках когнитивной психологии
Когнитивный подход, возникший
в качестве оппозиции ситуационному
объяснению конфликтных явлений, предполагает
рассмотрение внешней ситуации с
позиции субъекта, поведение которого
исследуется. С точки зрения когнитивистов, конфликт может быть понят только с
учетом субъективного отражения тех или
иных параметров ситуации, что становится
основой оценки ситуации как конфликтной.
Конфликт - это не свойство ситуации, а
скорее выводы, делаемые на основе ее восприятия.
Когнитивистская традиция берет свое
начало в теории психологического поля
К.Левина.
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивидаодновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.
1 Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода. Схематично эту конфликтную ситуацию можно представить на следующем рисунке:
где Л — личность, — сила 1, — сила 2.
2 Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример — ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой — ему грозит наказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить таким образом:
3 На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одноми том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет
Буриданов осел — парадокс абсолютного детерминизма (причиной обусловленности всех явлений) в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен умереть от голода, ибо его воля не получит импульса, побуждающею ею избрать ту или иную связку. Этот парадокс приписывался французскому философу XIV в. Ж. Буридану, хотя в его сочинениях этот образ не встречается.[14]
Когнитивные конфликты. В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность. Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями: