Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:53, курсовая работа
В курсовой работе я рассмотрю проблему внутриличностного конфликта; взаимосвязь внутриличностных конфликтов и суицидального поведения; психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов и предотвращения суицидального поведения.
На земном пути каждого человека судьба расставила препятствия, иногда - очень серьезные, сопоставимые с мощью самого индивидуального жизненного потока. Последствия от столкновения с ними могут быть разными: от полного разрушения жизни и гибели человека до полного же разрушения препятствия, если жизненные ресурсы достаточны и вовремя мобилизованы.
Основная часть
1. Общая характеристика внутриличностного конфликта
1.1 Понятие внутриличностного конфликта
1.2 Основные виды внутриличностного конфликта
1.3 Переживание как основа внутриличностного конфликта
2 Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение
2.1 Общие черты и особенности суицидального поведения
2.2 Взаимосвязь внутриличностных конфликтов и суицидального поведения
3. Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов и предотвращения суицидального поведения
Заключение
Оказывается, для того чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.
Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида:
1. сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности;
2. сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов;
3. высокого уровня развития чувств и ценностей;
4. сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способности индивида к самоанализу и саморефлексии. Ситуативные условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина. Эти условия внешние и внутренние.
Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой: уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности; удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.
Внутренний конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные внутренние условия.
Внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности: эти стороны должны быть значимыми; они должны иметь приблизительно равную значимость для личности; личность осознает субъективную неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.
Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание является эмоционально окрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристики.
Активационные характеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду с активационными часто обращаются к эмоциональным составляющим психического состояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именно как эмоциональное, с которым обычно отождествляется наличие тех или иных переживаний. Традиционность выделения эмоциональных характеристик состояния связана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъективную определенность, тем самым делая его явлением, доступным непосредственному изучению.
Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержание психоэмоционального напряжения составляют ситуации, условия и события, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека.
Таким образом, переживание внутриличностного конфликта отличается от других типов переживаний тем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражается осознание личностью трудности данной ситуации; выражает процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системы личности.
Внутриличностный конфликт может
иметь положительные и
Конструктивным является конфликт,
который характеризуется
Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям.
Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. B.C. Мерлин считал, что психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности.
Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаются
Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным, в мире, не может быть воином, - он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир... Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.
Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда - и к потере смысла жизни.
2 Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение
2.1. Общие черты и особенности суицидального
поведения
Самоубийство является одним из вариантов
поведения человека в ситуации, субъективно
воспринимаемой им как безвыходная.
Суицидальное поведение имеет внешний
и внутренний планы, которые в единстве
образуют относительно устойчивую, целостную
структуру. Эта структура отражает индивидуальность
суицидента и тип его личностного кризиса.
Психологическая структура суицидального
поведения
1. Мотивационный компонент включает мотивы
в форме социальных установок и относительно
устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая
характеристика этого компонента — наличие
внутриличностного конфликта смыслообразующих
мотивов, исключающего их одновременную
реализацию.
Выделяют пять типов суицидального поведения
(пять типов ведущих мотивов: протест,
призыв к состраданию, избегание душевных
или физических страданий, самонаказание,
отказ от жизни как капитуляция).
Тип суицидального поведения проявляется
в зависимости от возраста, типа личности
суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей
суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет)
преобладают протестные и призывные формы
суицидального поведения. В более пожилом
(после 45 лет) преобладают суициды типа
избегания страдания, самонаказания и
отказа. Протестное и призывное суицидальное
поведение часто встречается у лиц с инфантильным
складом личности, которым присущи эгоцентризм,
негативизм, эмоциональная неустойчивость.
2. Аффективный компонент включает относительно
устойчивые суицидальные эмоциональные
переживания, отражающие уровень значимости
кризисной ситуации. К ним относятся: быстро
протекающие острые аффекты; устойчивое
депрессивное состояние; состояние фрустрации
большой интенсивности, переживания непереносимости
конфликтной ситуации, тягостного ожидания
негативных последствий совершенного
проступка, тревоги перед потерей социального
статуса, страха перед необходимостью
принимать на себя ответственность.
3. Ориентировочный компонент представляет
собой блок деятельности по анализу социальной
ситуации, осознанию уровня ее кризисности,
принятию суицидального решения, формированию
суицидальных целей, планированию и совершению
соответствующих действий. Он включает,
кроме того “Я-образ” суицидента, а также
образ личностно значимой психотравмирующей
ситуации — сложившихся взаимоотношений
с окружающими, особенностей своей внутригрупповой
социально-психологической роли и т.п.
4. Исполнительный компонент структуры
суицидального поведения представляет
собой словесные и поведенческие реакции,
отвечающие ориентировочному и аффективному
компонентам. Они проявляются в форме
суицидальных высказываний или же суицидальных
действий. Такие действия отражают психологию
суицидента, приводя к завершенному суициду
или оставаясь его попыткой.
Существуют общие черты, свойственные
всем без исключения самоубийствам:
· общая цель всех самоубийств поиск решения;
· суицид не является случайным действием.
Его никогда не предпринимают бессмысленно
или бесцельно. Он является выходом из
затруднений кризиса или невыносимой
ситуации. В этом смысле ему свойственно
своя непогрешимая логика и целесообразность.
Он является ответом, причем единственно
доступным, на труднейшие вопросы «Как
из этого выбраться?», «Что делать?». Цель
каждого суицида состоит в том, чтобы найти
решение стоящей перед человеком проблемы,
вызывающей интенсивные страдания. Чтобы
понять причины самоубийства следует
знать проблемы, решить которые он был
предназначен.
Суицидальное поведение является динамическим
процессом и состоит из следующих этапов:5
I. Этап суицидальных
тенденций. Они являются прямыми
или косвенными признаками, свидетельствующими
о снижении ценности собственной жизни,
утрате ее смысла или нежелания жить. Суицидальные
тенденции проявляются в мыслях, намерениях,
чувствах или угрозах. На этом этапе осуществляется превенция
суицида, то есть его предотвращение на
основании знания психологических или
социальных предвестников. Как замечал
Э.Шнейдман, унция профилактики, несомненно,
стоит фунта лечения. Задача массовой
профилактики состоит в обучении населения
тому, что суицид - не признак сумасшествия,
что существуют различимые и распознаваемые
признаки самоубийства и что помощь доступна
многим.
II. Этап суицидных действий. Он начинается
тогда, когда тенденции переходят в конкретные
поступки. Под суицидальной попыткой понимается
сознательное стремление лишить себя
жизни, которое по независящим от человека
обстоятельствам (своевременное оказание
помощи, успешная реанимация и т.п.) не
было доведено до конца. Самоповреждения,
впрямую не направленные на самоуничтожение,
имеющие характер демонстративных действий
(шантаж, членовредительство или самоповреждение,
направленное на оказание психологического
или морального давления на окружение
для получения определенных выгод), носят
название парасуицида. Парасуициды обычно
не предусматривают смертельного исхода,
но могут «переигрываться», приводя к
нему. Суицидальные тенденции могут также
привести к завершенному суициду, результатом
которого является смерть человека.
На этом этапе осуществляется процедура
интервенции. Она представляет собой процесс
вмешательства в текущий суицид для предотвращения
акта саморазрушения и заключается в контакте
с отчаявшимся человеком и оказании ему
эмоциональной поддержки и сочувствия
в переживаемом кризисе. Главная задача
интервенции состоит в том, чтобы удержать
человека в живых, а не в том, чтобы
переделать структуру личности человека
или излечить его нервно – психические
расстройства. Это самое важное условие,
без которого остальные усилия психотерапии
и методы оказания помощи оказываются
недейственными.
III. Этап постсуицидального кризиса. Он
продолжается от момента совершения суицидной
попытки до полного исчезновения суицидальных
тенденций, иногда характеризующихся
цикличностью проявления. Этот этап охватывает
состояние психического кризиса суицидента,
признаки которого (соматические, психические
или психопатологические) и их выраженность
могут быть различными. На этом этапе осуществляется
поственция и вторичная превенция суицидального
поведения. Поственция является системой
мер, направленных на преодоление психического
кризиса и адресованных не только выжившему
суициденту, но и его окружению. Вторичная
превенция заключается в предупреждении
повторных суицидальных попыток.
2.3. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов
и суицидального поведения
Суицидальное поведение
строится на основе внутриличностного
конфликта. Для этого необходима особая
личностная предрасположенность, вследствие
которой индивид оказывается не в состоянии
справиться с актуальной проблемой. Существенный
момент при этом — наличие уязвимых психических
структур. Склонностью к неадаптивному
поведению обладают личности с акцентуированными
и психопатическими чертами характера.
Исследования показывают, что 30% суицидентов
воспитывались в неблагополучных семьях,
у 27,4% среди ближайших родственников были
самоубийцы (девиантное поведение как
одна из моделей выхода из трудной ситуации)
и около 16% уже пытались покончить с собой.
В кратком обзоре взаимосвязи внутриличностных
конфликтов и суицидального поведения
заслуживают внимание два американских
ученых, Норман Фабероу и Эдвин Шнейдман,
исследования которых определяют лицо
современной суицидологии.
Н. Фабероу является создателем концепции
о саморазрушающем поведении человека.
Его подход позволяет более широко взглянуть
на проблему, имея в виду не только завершенные
самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного
поведения: алкоголизм, токсикоманию,
наркотическую зависимость, пренебрежение
врачебными рекомендациями, трудоголизм,
делинквентные поступки, неоправданную
склонность к риску, опрометчивый азарт
и т.д.
Э. Шнейдманом описаны и выделены общие
черты, характерные для всех суицидов,
несмотря на разнообразие обстоятельств,
и методов их совершения. Вместе с Н. Фабероу
на основе метода аутопсии (включающего
анализ посмертных записок суицидентов),
им было выделено три типа суицидов:
· эготические самоубийства; причиной
их является интрапсихический диалог,
конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства
играют дополнительную роль;
· диадические самоубийства, основа которых
лежит в нереализованности потребностей
и желаний, относящихся к значимому близкому
человеку. Таким образом, внешние факторы
доминируют, делая этот поступок актом
отношения к другому;
· агенеративные самоубийства, при которых
причиной является желание исчезнуть
из-за утраты чувства принадлежности к
поколению или человечеству в целом, например,
суициды в пожилом возрасте.
В последних работах Э. Шнейдман подчеркивает
важность одного психологического механизма,
лежащего в основе суицидального поведения,
- душевной боли, возникающей из-за фрустрации
таких потребностей человека, как потребность
в принадлежности, достижении, автономии,
воспитании и понимании.
В соответствии с современной концепцией,
суицидальное поведение рассматривается
как следствие социально-психологической
дезадаптации личности, возникающее под
влиянием различного рода психотравмирующих
и стрессогенных факторов, в том числе
– в результате нарушения механизмов
взаимодействия между индивидом и его
социальным окружением. Не утратило своей
ценности и более раннее определение А..Г.Амбрумовой
(1974 г.), относившей суицидальное поведение
к последствиям конфликтов и утрат в высоко
значимой для личности сфере, приводящей
ее к социально-психологической дезадаптации.
В целом можно утверждать, что суицидальное
поведение зависит от ряда факторов, которые
могут быть разделены на внутренние и
внешние.
Внутренними факторами суицидального
поведения являются индивидуальные особенности
личности суицидента (характер, психофизическое,
эмоциональное состояние и др.), повышающие
риск суицида, образующие внутреннюю среду
для отражения внешних факторов, а также
являющиеся побудителями такого поведения
в суицидогенной ситуации.
К внешним факторам относятся: микросоциальные
условия биографического характера, прежде
всего семейного воспитания; межличностные
отношения в референтной группе — семейной,
дружеской или профессиональной; дезадаптирующие
объективные факторы деятельности (экстримальность,
ответственность, резкое повышение нагрузки
и т.д.). Некоторые внешние факторы являются
причинами суицида, потому что имеют для
человека особый кризисный психологический
смысл.
Суицид является внешним проявлением
побудительных причин, то есть мотивов
аутоагрессии. Термин "мотив" в переводе
с латинского означает "приводить в
движение, толкать", с французского
– "побудительная причина, повод к какому-либо
действию, довод в пользу чего-то". Этот
термин используется авторами в традиционном
смысле как причина действия, поступка.
Для превенции суицидов более актуальными
являются исследования внутренних побудительных
мотивов, так как именно они выступают
потенциальными факторами суицидального
риска. История мотивов самоубийств приравнивается
по времени к истории человечества. Мотивы
аутоагрессии могли возникнуть только
лишь на этапе осознания человеком факта
собственной жизни, неизбежно ограниченной
смертью. В этом плане справедлива мысль
Э.Дюркгейма: "…Сознание человека делается
для него источником несчастья…" Появление
рассудка нарушило инстинкт самосохранения.
Научных доказательств самоубийства у
животных нет.
Информация о работе Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение