Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет – это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов – голубая . Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….. 2
Глава І. Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования.
Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов…………... ...5
Психология цвета……………………………………………………...........11
История возникновения психологии цвета.
Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии.
Физиология цветовосприятия …………………………………………......16

Глава ІІ. Практическое использование цветового тестирования по
методу М. Люшера. Обработка и анализ полученых результатов.

Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру …………………21
Характеристика цветов по М.Люшеру…………………………………… .28
Проведение цветового тестирования и обработка результатов…………..33

Заключение .…………………………………………………………………….37

Список использованой литературы……………………….............................39

Вложенные файлы: 1 файл

воздействие цвета на психику и деятельность человека.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………….………………………….. 2

Глава І.     Воздействие  цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования.

  1. Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов…………... ...5 
  2. Психология цвета……………………………………………………...........11
    1. История  возникновения  психологии цвета.
    2. Взгляд на цвет с позиции  цветопсихологии.
  3. Физиология цветовосприятия …………………………………………......16

 

Глава ІІ.   Практическое использование цветового  тестирования по

методу  М. Люшера. Обработка и анализ полученых результатов. 

         

  1. Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру …………………21
  2. Характеристика цветов по М.Люшеру…………………………………… .28
  3. Проведение цветового тестирования и обработка результатов…………..33

 

Заключение  .…………………………………………………………………….37

 

Список  использованой литературы……………………….............................39

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Введение.

 

Цвета неизменно  присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или  на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков.  О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение [16,1]. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.      

Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам  мертвым. Цвет – это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и  всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов – голубая [16, 1]. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками.

  Множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

     Тема: Влияние цвета на психику и деятельность человека.

     Цель: Объяснить феномен цветовосприятия,  особенности взаимодействия человеческого организма с цветом, влияние различных цветов на нервно-психические процессы человеческого организма,  деятельность . Воздействие на эмоции и мышление. Действие цветов и различных оттенков на ощущения, восприятие окружающих предметов, его влияние на поведение, сознание и подсознание. Осветить возможности использования цвета в  различных областях деятельности людей. Произвести диагностирование психического состояния  личности с помощью цветового тестирования.

      Задачи:

  • Анализ литературных источников  по данному вопросу.
  • Изучить историю становления психологии цвета и используемые

методы определения психологического, физиологического влияния цвета на психику и деятельность человека.

  • Провести  исследование, основанное на  использовании  двух  видов неполного цветового  теста  М. Люшера, проанализировать  полученные результаты.

 

       Актуальность:

       Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи — сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.       

      Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние.  
      Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового

воздействия на человека, как об этом свидетельствуют  данные психофизиологических и психологических  исследований.

   Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая  тестированием  при приёме на работу, контролем  динамики  волевой  и  эмоциональной  сферы  спортсменов в   процессе тренировок и во время соревнований; отбором  кандидатов  в  психотерапевтические   группы,   для   более   адекватного подбора психотерапевтических воздействий; проведения судебно-психологических экспертиз;  анализа  внутреннего  состояния  трудновоспитуемых   подростков   и   несовершеннолетних  преступников  с  целью направленной глубинной   коррекции их поведения, исследования психического состояния при различных заболеваниях и их лечением.  

     Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально  в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков.  Психологическое воздействие цвета является важным  знанием при работе  дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании  учащихся и т.п.   И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность.

    Объекты исследования:  цвет, его характеристики, свойства и способности.

Предмет исследования: психика и деятельность человека под воздействием              цвета.

 

 

 

 

Глава І.      Воздействие  цвета на психику и деятельность человека.

    1. Цвет и его свойства.  Цветовой тон.  Классификация цветов.

      К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому. Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики [11, 43].

       Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции. 

           Основная классификация цветов  делит все цвета на хроматические  и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.

       Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.

        Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.

     Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему: 1) как отличие цвета от серого, 2) как интенсивность цветового впечатления (с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.

      Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу.  Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические - и светлоту, и цвет.

     Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок. [21, 673]

 

        Основные  цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

      Составные :  зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.

     Сложные  цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый.  

   От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом  круге зависит их влияние на наше восприятие.

    

       Контрастными  считаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

      Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

      Монохроматические  цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

      Родственными  являются любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. [23, 117 ]

Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. 
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета.   Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.

 

Каждый цвет и его  восприятие могут изменяться в нескольких случаях:

-в оттенке  цвета, когда зелёный может  стать более желтоватым или  синеватым, а оранжевый может  принять более красный или  более жёлтый оттенок;

Информация о работе Воздействие цвета на психику и деятельность человека как предмет исследования