Возможности метода тестирования в психологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Метод тестирования, о котором пойдет речь в данной работе, относится к группе диагностических методов. Особенностью данной группы методов является то, что они позволяют исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Истоки возникновения и развития метода тестирования …………….. 4
2. Классификация тестов………………………………………………. ….. 4
3. Требования, предъявляемые к тестам ……………………………………5
4. Возможности применения метода тестирования в психологической практике……………………………………………………………………… 6
5. Разработка и создание тестов …………………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………………… 9
Использование источников и литературы ……………………………… . 10

Вложенные файлы: 1 файл

общий псих практикум реферат.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду. А также осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности.

На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;

На четвертом - тест калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

 

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

 

а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его проявления. Например, способности, уровень знаний, темперамент, интересы, установки и др.

б) связанную с этим валидизацию метода , т.е. определение того, насколько он измеряет требуемое свойство;

в) величину выборки из популяции, на которой должна проводиться оценка метода;

г) стимулирующий материал (таблички, изображения, игрушки, фильмы);

д) влияние исследователя в процессе инструктирования, постановки задач, разъяснений, ответов на вопросы;

е) условия ситуации;

ж) такие формы поведения испытуемого, которые свидетельствуют об измеряемом свойстве;

з) шкалиpование релевантных форм поведения;

и) сведение результатов по отдельным измеряемым пунктам в общие значения (например, суммирование ответов типа "Да");

к) формулировку результатов в нормированной шкале оценок.

 

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечая на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, кружочка и т.п.

  Недостаток опросника состоит  в том, что испытуемый может  симулировать или диссимулировать  те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь  может посредством контрольных  вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно  для диагностики характера, диагностики личности (например, экстраверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).

Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее вне интеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.

 

На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современный мир все дальше уходит в своей стратегии от создания уникальных, «штучных», эксклюзивных образцов в сторону массовости, стандартизации, логистики и штампа. Направление развития промышленности, науки, образования – это создание систем в любой точке приложения. Будь это производство, где используется труд машин и автоматизированных процессов, или школьное образование, где на смену живой фигуре учителя приходят компьютерные технологии и стандартизированные электронные тесты.

 

  В связи с этим, довольно четко  ощутимым запросом современного  общества, методики тестирования  пользуются необычайно высоким  спросом. Тесты находят себе применение во всём, что нас окружает, благодаря своим преимуществам перед другими методами диагностики, таким, как простота исследования, объективность получаемых результатов (независимость результата от субъективных установок лица, проводящего тестирование) и возможности эффективной обработки результатов тестирования больших групп людей. Даже если жизнь среднестатистического современного человека далека от науки, тесты сопровождают его на протяжении всей жизни. «Готов ли ребенок к школе», тесты ЕГЭ, тесты при приеме на работу, тесты определения уровня IQ, тесты на знание правил дорожного движения, тесты на профпригодность, тесты на совместимость в браке и т.д.

Практикующий психолог при работе с людьми должен уметь использовать весь потенциал методов исследования, и в том числе различные тесты. Быть в курсе имеющихся профессиональных разработок по этому направлению, чтобы не изобретать велосипед заново, а в случае необходимости уметь самостоятельно составлять объективные тесты под задачу, обрабатывать и правильно (корректно) анализировать результаты полученных данных и, конечно, использовать полученные при тестировании сведения для помощи клиентам в коррекции слабых сторон и развитии потенциала. В начале изучения основ тестологии, законов и правил составления тестов а также понимания диапазона применения этого диагностического метода исследования может оказать помощь данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Общая  психология. – М.: Академический  проект,

    2003. – 435 с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.:  РИО  СПб ГУ, 2001. – 75 с.

3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.

4. Краснов А.Н. Общая  психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.

5. Немов Р.С.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.

6. Першина Л.А. Общая  психология. – М.: Академический  проект,

    2004.– 411 с.

7. Психологическое тестирование - Википедия

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возможности метода тестирования в психологическом исследовании