Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:43, реферат
Метод тестирования, о котором пойдет речь в данной работе, относится к группе диагностических методов. Особенностью данной группы методов является то, что они позволяют исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Истоки возникновения и развития метода тестирования …………….. 4
2. Классификация тестов………………………………………………. ….. 4
3. Требования, предъявляемые к тестам ……………………………………5
4. Возможности применения метода тестирования в психологической практике……………………………………………………………………… 6
5. Разработка и создание тестов …………………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………………… 9
Использование источников и литературы ……………………………… . 10
На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду. А также осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности.
На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;
На четвертом - тест калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:
а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его проявления. Например, способности, уровень знаний, темперамент, интересы, установки и др.
б) связанную с этим валидизацию метода , т.е. определение того, насколько он измеряет требуемое свойство;
в) величину выборки из популяции, на которой должна проводиться оценка метода;
г) стимулирующий материал (таблички, изображения, игрушки, фильмы);
д) влияние исследователя в процессе инструктирования, постановки задач, разъяснений, ответов на вопросы;
е) условия ситуации;
ж) такие формы поведения испытуемого, которые свидетельствуют об измеряемом свойстве;
з) шкалиpование релевантных форм поведения;
и) сведение результатов по отдельным измеряемым пунктам в общие значения (например, суммирование ответов типа "Да");
к) формулировку результатов в нормированной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечая на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, кружочка и т.п.
Недостаток опросника состоит
в том, что испытуемый может
симулировать или
Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее вне интеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.
Заключение
Современный мир все дальше уходит в своей стратегии от создания уникальных, «штучных», эксклюзивных образцов в сторону массовости, стандартизации, логистики и штампа. Направление развития промышленности, науки, образования – это создание систем в любой точке приложения. Будь это производство, где используется труд машин и автоматизированных процессов, или школьное образование, где на смену живой фигуре учителя приходят компьютерные технологии и стандартизированные электронные тесты.
В связи с этим, довольно четко
ощутимым запросом
Практикующий психолог при работе с людьми должен уметь использовать весь потенциал методов исследования, и в том числе различные тесты. Быть в курсе имеющихся профессиональных разработок по этому направлению, чтобы не изобретать велосипед заново, а в случае необходимости уметь самостоятельно составлять объективные тесты под задачу, обрабатывать и правильно (корректно) анализировать результаты полученных данных и, конечно, использовать полученные при тестировании сведения для помощи клиентам в коррекции слабых сторон и развитии потенциала. В начале изучения основ тестологии, законов и правил составления тестов а также понимания диапазона применения этого диагностического метода исследования может оказать помощь данная работа.
Литература
1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,
2003. – 435 с.
2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. – 75 с.
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.
4. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.
5. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.
6. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект,
2004.– 411 с.
7. Психологическое тестирование - Википедия
Информация о работе Возможности метода тестирования в психологическом исследовании