Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Задачи:
•Изучить современные подходы к понятиям «общественные» и «межличностные» отношения.
•Выявить природу межличностных отношений
•Рассмотреть динамику межличностных отношений в коллективе
•Установить социально-исторические предпосылки педагогической направленности самодеятельных коллективов
•Выявить возможности хореографических коллективов в формировании межличностных отношений.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений. стр.6
1.1. Общественные и межличностные отношения. стр.6
1.2. Природа межличностных отношений в коллективе. стр. 11
1.3. Динамика развития межличностных отношений в коллективе. стр. 17
Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в
хореографическом коллективе. стр.24
2.1. Социально-исторические предпосылки педагогической направленности
самодеятельных коллективов. стр.24
2.2. Возможности хореографического коллектива в формировании
межличностных отношений. стр.27
Заключение. стр.38
Список литературы. стр.40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_sashe.docx

— 222.55 Кб (Скачать файл)

формирования  коллективистских качеств личности каждого ребенка.

В рамках практической части нашего курсового исследования нами было

проведено анкетирование, основной целью которого было изучение мнения

участников хореографического  коллектива об отношениях участников друг к

другу,   отношения  родителей  и  участников,   орошения  окружающих  и

сверстников к  участникам хореографических коллективов.

В анкетировании  принимали участие 20 детей и подростков в возрасте от 7

до 16 лет занимающихся в хореографическом коллективе ДГ Советского

района г. Орла.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

На твой взгляд, достаточно ли информации о деятельности самодеятельных

хореографических  коллективов?

 

 

 

Большинство опрошенных (75%) ответили положительно, при этом, помечая, что информация распространяется не везде. 20% опрошенных говорили, что очень редко видят информацию и хотели, чтоб она появлялась более чаще.

Диаграмма 2

Из каких источников ты узнавал об их деятельности?

 

Из диаграммы  видно, что мнения разделились. 38% опрошенных ответили, что узнают о коллективах из местного телевидения. Столько же получают информацию от знакомых, чаще всего самих участников коллектива или родителях.

 

 

Диаграмма 3

Как ты думаешь, актуально ли сегодня быть участником самодеятельного

хореографического коллектива?

 

 

Большинство (90%) опрошенных ответили «Да». Но из любого правила бывают исключения. 10% ответили «нет», мотивируя тем, что ходят по принуждению родителей или это им стало не интересно, и они хотели бы перейти в другой коллектив другого направления.

Диаграмма 4

С    деятельностью,    каких    других    самодеятельных    хореографических

коллективов тебе приходилось сталкиваться лично?

На этот вопрос, который был поставлен со свободным  ответом, респонденты отвечали, где они сталкивались? Без указания названий коллективов. 36% ответили, что встречались на совместных концертах, а 33% на смотрах. Можно сделать вывод, что во время концертов дети знакомясь с другими коллективами, видели их уровень и сравнивали со своим, что дает толчок к дальнейшему совершенствованию

Диаграмма 5

Что привлекательным тебе кажется в самодеятельных хореографических

коллективах?

 

 

 

 

□ Возможность  проявить себя

■ Интересный досуг

D Возможность  обрести друзей

D Развитие  таланта

■ Концертная 
деятельность

25% опрошенных  выбрали вариант ответа «Возможность  проявить себя». В танце они хотят показать себя, какие они есть на самом деле, или какими хотят быть. У каждого из них есть самый любимый номер, который они готовы исполнять регулярно.

Диаграмма 6

Как на твой взгляд, чаще всего ведут себя участники  коллектива?

40% 35% 30% 25%

20% 15% 10%

□ Доброжелательно

■ Весело

П Общительно

40% ответили «общительно»  это показывает, что дети занимаясь каком-либо коллективе, общаются, делятся опытом, что, так или иначе, влияет на их развитие как личности. Общение помогает вливаться в межличностные отношения и находить свою определенную социальную роль.

 

 

 

Диаграмма 7

Как давно ты занимаешься в коллективе?

    ПОИ год ■ 1-Злет 03-5лет

Диаграмма 8

Что для тебя дает членство в хореографическом коллективе?

 

  • новые знания ■ новые друзья
  • общение

□ затруднялись 
ответить

40% опрошенных  ответили «общение», т.е. в ходе  общения проявляются межличностные отношения, в которых дети понимают свою социальную роль, статус, а регулятором «помощником» этих отношений является преподаватель.

Диаграмма 9

Как,   по-твоему,   относятся   окружающие   к  участникам   самодеятельных

хореографических  коллективов?

На этот вопрос дети отвечали: 35% одобряют, 25% уважают. Это доказывает, что для участников коллектива имеет важное значение мнения окружающих об их деятельности, и большинство относятся положительно, что для участников коллектива дает новый шаг к совершенству. А для окружающих это один из весомых аргументов чтоб ходить в какой-либо самодеятельных коллектив.

Диаграмма 10

Как относятся  родители к тому, что   ты занимаешься  в хореографическом

коллективе?

Для всех детей  очень важно родительское мнение, и в нашем анкетировании был задан подобный вопрос. 36% родителей участников «одобряют», 34% «интересуются успехами», 30% «всячески помогают». Эта статистика очень радостна и благоприятна. Родители довольно активно принимают участие

в деятельности своих детей, они заинтересованы в их культурно-социальном развитии, и чтоб это очень положительно влияло на формирование личности. Родители заинтересованы, чтоб их ребенок проводил свободное время с пользой для себя и окружающих под присмотром педагогов, а не «шатался» по улицам с сомнительными компаниями, которые ничему его хорошему не научат.

 

Диаграмма 11

Как относятся  твои сверстники (одноклассники), к  тому, что ты посещаешь

хореографический  коллектив?

 

О Уважают

■ Одобряют

□ Им не интересно

Ровно половина (50%) ответили «уважают», а для участников коллектива 
значимо   мнение   для   них   одного   из   наиболее   ближнего   социального окружения, под влиянием которого они чаще всего находятся. Сверстники понимают что танец - это очень тяжелый труд, требующий терпения и сил, и не каждый сможет это выдержать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Общение - сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне [Кузьмин, 1967. С. 146], в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений [Платонов, 1974. С. 30] и т.п.

Существование межличностных  отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся.

Природа межличностных  отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внутригрупповые отношения  имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его

позицией в  системе формальных отношений, так  и чувствами, которые индивиды вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержении и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности. Истоки художественной самодеятельности уходят в народное творчество дооктябрьского периода. Ее формирование происходило на основе художественно-эстетического потенциала, накопленного народным творчеством за многовековую историю его эволюции. В его недрах зарождались новые формы и жанры художественного самодеятельного творчества. В процессе исторического развития художественного народного творчества происходило постепенное формирование и отпочкование от него профессионального искусства, любительского творчества, художественной самодеятельности.

Развитый детский  коллектив представляет собой необходимое  условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Список литературы:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. -363с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264с.
  3. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий./ Под ред. Абдуллиной О.А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512с.
  1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика.: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2006 - 304с: ил - (Серия «Учебное пособие»)
  1. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие для студентов культ. -просвет. Фак. Вузов культуры и искусств - М.: Просвещение, 1984. - 224с.
  2. Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учебное пособие. - М.: Высш.шк., 1988. - 271с.
  3. Крившенко, Л.П. Педагогика.: Учебник/ Л.П. Крившенко [и др.]: Под ред. Л.П. Крившенко - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 432с.
  4. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М: Гардарики, 2003 - 603с.
  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебнных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998 - 464с.
  1. Немов, Р.С. Психология.: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В Зкн. - 4-ое изд. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -Кн. 1: Общие основы психологии - 688с.
  2. Немов, Р.С. Психология.: Учебник для студентов выспшх пед. учебных заведений: В Зкн. - 4-ое изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -Кн. 2: Психология образования - 608с.

 


Информация о работе Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах