Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Задачи:
•Изучить современные подходы к понятиям «общественные» и «межличностные» отношения.
•Выявить природу межличностных отношений
•Рассмотреть динамику межличностных отношений в коллективе
•Установить социально-исторические предпосылки педагогической направленности самодеятельных коллективов
•Выявить возможности хореографических коллективов в формировании межличностных отношений.
Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений. стр.6
1.1. Общественные и межличностные отношения. стр.6
1.2. Природа межличностных отношений в коллективе. стр. 11
1.3. Динамика развития межличностных отношений в коллективе. стр. 17
Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в
хореографическом коллективе. стр.24
2.1. Социально-исторические предпосылки педагогической направленности
самодеятельных коллективов. стр.24
2.2. Возможности хореографического коллектива в формировании
межличностных отношений. стр.27
Заключение. стр.38
Список литературы. стр.40
формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
В рамках практической части нашего курсового исследования нами было
проведено анкетирование, основной целью которого было изучение мнения
участников хореографического коллектива об отношениях участников друг к
другу, отношения родителей и участников, орошения окружающих и
сверстников к участникам хореографических коллективов.
В анкетировании принимали участие 20 детей и подростков в возрасте от 7
до 16 лет занимающихся в хореографическом коллективе ДГ Советского
района г. Орла.
Диаграмма 1
На твой взгляд, достаточно ли информации о деятельности самодеятельных
хореографических коллективов?
Большинство опрошенных (75%) ответили положительно, при этом, помечая, что информация распространяется не везде. 20% опрошенных говорили, что очень редко видят информацию и хотели, чтоб она появлялась более чаще.
Диаграмма 2
Из каких источников ты узнавал об их деятельности?
Из диаграммы видно, что мнения разделились. 38% опрошенных ответили, что узнают о коллективах из местного телевидения. Столько же получают информацию от знакомых, чаще всего самих участников коллектива или родителях.
Диаграмма 3
Как ты думаешь, актуально ли сегодня быть участником самодеятельного
хореографического коллектива?
Большинство (90%) опрошенных ответили «Да». Но из любого правила бывают исключения. 10% ответили «нет», мотивируя тем, что ходят по принуждению родителей или это им стало не интересно, и они хотели бы перейти в другой коллектив другого направления.
Диаграмма 4
С деятельностью, каких других самодеятельных хореографических
коллективов тебе приходилось сталкиваться лично?
На этот вопрос, который был поставлен со свободным ответом, респонденты отвечали, где они сталкивались? Без указания названий коллективов. 36% ответили, что встречались на совместных концертах, а 33% на смотрах. Можно сделать вывод, что во время концертов дети знакомясь с другими коллективами, видели их уровень и сравнивали со своим, что дает толчок к дальнейшему совершенствованию
Диаграмма 5
Что привлекательным тебе кажется в самодеятельных хореографических
коллективах?
□ Возможность проявить себя
■ Интересный досуг
D Возможность обрести друзей
D Развитие таланта
■ Концертная
деятельность
25% опрошенных
выбрали вариант ответа «
Диаграмма 6
Как на твой взгляд, чаще всего ведут себя участники коллектива?
40% 35% 30% 25%
20% 15% 10%
□ Доброжелательно
■ Весело
П Общительно
40% ответили «общительно» это показывает, что дети занимаясь каком-либо коллективе, общаются, делятся опытом, что, так или иначе, влияет на их развитие как личности. Общение помогает вливаться в межличностные отношения и находить свою определенную социальную роль.
Диаграмма 7
Как давно ты занимаешься в коллективе?
ПОИ год ■ 1-Злет 03-5лет
Диаграмма 8
Что для тебя дает членство в хореографическом коллективе?
□ затруднялись
ответить
40% опрошенных
ответили «общение», т.е. в
Диаграмма 9
Как, по-твоему, относятся окружающие к участникам самодеятельных
хореографических коллективов?
На этот вопрос дети отвечали: 35% одобряют, 25% уважают. Это доказывает, что для участников коллектива имеет важное значение мнения окружающих об их деятельности, и большинство относятся положительно, что для участников коллектива дает новый шаг к совершенству. А для окружающих это один из весомых аргументов чтоб ходить в какой-либо самодеятельных коллектив.
Диаграмма 10
Как относятся родители к тому, что ты занимаешься в хореографическом
коллективе?
Для всех детей очень важно родительское мнение, и в нашем анкетировании был задан подобный вопрос. 36% родителей участников «одобряют», 34% «интересуются успехами», 30% «всячески помогают». Эта статистика очень радостна и благоприятна. Родители довольно активно принимают участие
в деятельности своих детей, они заинтересованы в их культурно-социальном развитии, и чтоб это очень положительно влияло на формирование личности. Родители заинтересованы, чтоб их ребенок проводил свободное время с пользой для себя и окружающих под присмотром педагогов, а не «шатался» по улицам с сомнительными компаниями, которые ничему его хорошему не научат.
Диаграмма 11
Как относятся твои сверстники (одноклассники), к тому, что ты посещаешь
хореографический коллектив?
О Уважают
■ Одобряют
□ Им не интересно
Ровно половина
(50%) ответили «уважают», а для участников
коллектива
значимо мнение для
них одного из наиболее
ближнего социального окружения,
под влиянием которого они чаще всего
находятся. Сверстники понимают что танец
- это очень тяжелый труд, требующий терпения
и сил, и не каждый сможет это выдержать.
Заключение.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне [Кузьмин, 1967. С. 146], в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений [Платонов, 1974. С. 30] и т.п.
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся.
Природа межличностных
отношений существенно
Внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться как социальным статусом человека, его
позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые индивиды вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержении и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности. Истоки художественной самодеятельности уходят в народное творчество дооктябрьского периода. Ее формирование происходило на основе художественно-эстетического потенциала, накопленного народным творчеством за многовековую историю его эволюции. В его недрах зарождались новые формы и жанры художественного самодеятельного творчества. В процессе исторического развития художественного народного творчества происходило постепенное формирование и отпочкование от него профессионального искусства, любительского творчества, художественной самодеятельности.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Список литературы:
Информация о работе Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах