Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:20, контрольная работа
История развития управления насчитывает уже несколько тысячелетий.
Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда.
Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид).
Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов).
1. Возникновение и развитие управленческой мысли
а)зарождение управленческой мысли
б)периоды развития управленческой мысли
в) Вывод
2. Практические задание
3. Тестовое задание
4. Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Тема: Возникновение и развитие управленческой мысли
Содержание:
1. Возникновение и развитие управленческой мысли
а)зарождение управленческой мысли
б)периоды развития управленческой мысли
в) Вывод
2. Практические задание
3. Тестовое задание
4. Список литературы
Зарождение управленческой мысли.
История развития управления
насчитывает уже несколько
Еще в первобытнообщинном обществе возникали и развивались управленческие функции в форме примитивных демократий. Это было необходимо для организации и выживания племени, что требовало от них установления системы правил, организации разделения труда.
Государственность, т.е. объединении в единое целое разных племен, в Древнем Египте появилось гораздо раньше, чем в др. цивилизациях (например, для возведения пирамид).
Основы государственного устройства начали складываться в Древней Месопотамии (ведение сельского хозяйства, прокладка и содержание оросительных систем, сбор налогов, возведение храмов).
В Древней индии уже в середине первого тысячелетия до н.э. существовала относительно сильная империя. В это время там появился трактат «Артхашастра» («Наука политики» или «Наука достижения полезного»).
Концепция управления государством
в Древнем Китае возникла с
появлением концепции «Тянь мин»
(«Мандат неба»). Главной идеей
которой являлось взаимодействие двух
противоположных социально-
Большое развитие управленческие идеи получили в Древней Греции. Аристотель свои взгляды на социально-политическое устройство изложил в работе «Политика». Здесь он сформулировал науку управления как таковую.
Управление в Древнем Риме четко разделялось на государственное , военное, церковное, управление по отдельным отраслям. В Риме формируются такие виды городского управления как уборка улиц, канализация, водоснабжение, полицейская служба, пожарная охрана и т.д.
В средние века управленческие
идеи Древнего мира получили дальнейшее
развитие. Система управления начала
формироваться под влияние
Специалисты по управлению считают, что история его возникновения и развития насчитывает, по крайне мере, 7 тысячелетий и 5 этапов или управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества.
Периоды (этапы) развития управленческой мысли (управленческие революции).
Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в результате формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке – в Шумере, Египте и Аккаде. Здесь произошла первая трансформация касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. говоря сегодняшним языком, в касту менеджеров. Собираемая ими дань обменивалась, накапливалась и даже пускалась в дело. В результате жрецы становились влиятельным и богатым классом. Поэтому в литературе эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».
Вторая управленческая революция произошла примерно через тысячу лет и связана с именем царя Вавилона Хаммурапи (царствовал в 1793 – 1750 гг. до н.э.). Расширив свои владения за счет Месопотамии и Ассирии он столкнулся с проблемой управления обширными территориями. В этой связи был разработан широко известный Свод законов Хаммурапи, содержащий 282 закона управления различными сферами жизни общества. Вторю управленческую революцию называют «светско - административной».
Третья управленческая революция известна как «производственно- строительная», т.к. она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Ее связывают с именем царя Нововавилонского царства – Новохудоноссора II (правил с 605 по 562 г. до н.э.).
Четвертая управленческая революция совпадает с промышленной революцией XVIII-XIXвв. В этот период вместо небольших мастерских стали возникать средние и крупные фабрики, использующие совместную работу большого числа людей. В итоге появились специалисты, которые занимались только отношениями с рабочими, т.е. управлением человеческими ресурсами. Именно в это время управление отделилось от капитала, а затем превратилось в самостоятельную экономическую систему – менеджмент. Сформировался менеджер- администратор, который не только занимался производством, но и маркетингом. Все это требовало специальных знаний, навыков и умения. Т.о. управление все больше превращалось в совокупность приемов и методов, которым следовало обучаться.
Специализация менеджмента, формирование корпоративного менеджмента привели к пятой управленческой революции в рамках монополистического капитализма XIX-XX вв. В этот период появились первые школы бизнеса, сложилась система профессионального обучения руководителей. Менеджеры стали превращаться в отдельный социальных класс. В это же время возник научный менеджмент, появились такие самостоятельные ответвления, как американский менеджмент, менеджмент в Западной Европе, японский менеджмент.
Американский экономист и социолог Д.Белл дал классификацию секторов общественного производства. В соответствие с ней все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный. В соответствие с данной классификацией всю историю человеческого общества можно разбить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе структура занятости такова, что большая часть всех занятых сосредоточена в персом секторе, преимущественно в сельском хозяйстве. В индустриальном обществе основная часть занятых работает во вторичном секторе, в постиндустриальном – в третичном секторе.
Таблица 1
Классификация секторов общественного производства по Д. Беллу
Доиндустриальный период |
Индустриальный период |
Постиндустриальный период |
Первичный сектор общественного производства: - сельское хозяйство; - добыча полезных ископаемых; - рыболовство; - лесоводство и пр. |
Вторичный сектор общественного производства: - машиностроение и - химия и нефтехимия; - легкая и пищевая - энергетика; - строительство; - металлургия и пр. |
Третичный сектор общественного производства: - наука; - искусство; - телекоммуникации; - производство программного обеспечения; - оборона; - медицинское обслуживание; - административное управление и пр. |
Менеджмент как особая часть управления появляется в индустриальный период общественного развития.
Многие зарубежные и отечественные
исследователь менеджмента
Известные амеиканские ученые Гарольд Кунц, Серил О' Доннел предложили ряд подходов к периодизации менеджмента.
Таблица 2
Подходы к управлению по Г. Кунцу и С. О' Доннелу
№ |
Название подхода |
Характеристика подхода |
1 |
Эмпирический подход |
Изучается предшествующий опыт с целью его использования в аналогичных ситуациях. |
2 |
Подход с точки зрения межличностных отношений |
Главное внимание уделяется человеческому фактору. Один из принципов – люди работают в организации вместе для достижения групповых целей и поэтму они должны понимать друг друга. |
3 |
Подход с позиции группового поведения |
Изучаются группы в организациях,
организация рассматривается |
4 |
Подход к управлению как к процессу функционировании кооперированной социальной системы |
Отношения между людьми рассматриваются как кооперированная социальная система, в которой существуют социальные элементы и взаимосвязи между ними. |
5 |
Подход к управлению как к социотехнической системе |
Организация рассматривается как социальная и техническая система, каждая из которых воздействует на другую. Поэтому для успешной работы организации ей необходимы как трудовые ресурсы, так и техника и технология. |
6 |
Подход к управлению с точки зрения принятия решений |
Основан на необходимости выбора из многих альтернативных вариантов оптимального. |
7 |
Подход к управлению как к процессу обмена информации |
Центром процесса является управляющий, рассматривающийся как информационный центр, который получает, хранит обрабатывает и распространяет информацию. |
8 |
Подход к управлению с позиции математических методов |
Центральное место занимает модель. Само управление рассматривается как система математических моделей и процессов. |
9 |
Операциональный подход |
Связан со всеми вышеперечисленными подходами и включает в себя следующие элементы: межличностное и групповое поведение, кооперированные социальные и социотехнические системы, рациональный выбор управленческих решений, коммуникационные центры, использование математических методов управления. |
Отечественный ученый Д.М. Гвишиани выделяет 5 крупных этапов истории научного управления.
Таблица 3
Этапы истории научного управления по Д.М. Гвишиани.
Этап |
Название |
Представители |
Характеристика |
Первый |
Классическая традиционная школа |
Ф.У. Тейлор, Дж. Муни, А.Рейл, А.Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон и др. |
Организация рассматривается как закрытая система , не связанная с внешней средой. |
Второй |
Школа человеческих отношений |
Э. Мэйо, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор и др. |
Особое внимание уделяется
изучению групповых отношений и
норм, психологическим мотивам |
Третий |
Эмпирическая школа |
П. Друкер, Г. Дэвис, А. Чандлер, Т. Левитт, У. Беннис и др. |
Выделили два подхода: классический и подход с точки зрения «человеческих отношений». Сочетали теоретические исследования с практической деятельностью по оптимизации менеджмента в организациях. |
Четвертый |
Школа «социальных систем» |
Ч. Барнард, Г. Саймон, И. Ансоф, Д. Марч и др. |
Рассматривают организацию как единое целое, как систему. |
Пятый |
«Новая школа науки управления» |
А. Раппопорт, К. Боулдинг, Р. Акофф, Ч. Шульц, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. |
Основывается на системном изучении процессов принятия решений с применением математических методов и новейших технических средств ради повышения рациональности решения. |
Среди современных попыток систематизации сложившихся этапов и школ менеджмента можно выделить классификацию О.С. Виханского и А.И. Наумова. В основу своей классификации они положили три основные элементы управления – задачи, человека и управленческую деятельность.
Таблица 4
Классификация школ менеджмента по О.С. Виханскому и А.И. Наумову
Первая группа |
Вторая группа |
«Одномерные» учения об управлении |
Синтетические теории управления |
|
|
Информация о работе Возникновение и развитие управленческой мысли