Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:15, реферат
Цель работы: изучение истоков возникновения психологии и социологии;
Задачи:
- рассмотреть этапы в развитии психологии и социологии;
- выделить направления и школы психологии и социологии.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Возникновение научной психологии…………………………………….5
2 . Возникновение социологии………………………………………….......9
Заключение………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………19
Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.
Структурный функционализм.
Наиболее полно основы
этой концепции изложены
Совершенствовать структурный
функционализм был призван
Теории социального конфликта.
В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Бихевиоризм.
Творческий импульс
этой теории состоит в том,
что на первое место
Теория социального обмена.
Наиболее яркие ее
представители американские
Символический интеракционизм.
В поиске выхода
из противоречий
Феноменологическая социология.
Свое начало она берет
от философской концепции
В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания, то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. [13;23]
В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.
Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.
Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.
Заключение
Развивающаяся наука не может не обращаться к собственной истории, причем делает это по разным причинам. В первую очередь она заинтересована в том, чтобы сохранить в памяти свою биографию, свой «жизненный путь», зафиксировать в ней свои наиболее значительные достижения. Тогда тот, кто хочет стать профессиональным социологом или просто глубоко разобраться в основах этой науки, вначале мог бы усвоить ее базовые, исторически возникавшие и утверждавшиеся понятия, теории, ценности. В социологии, как, впрочем, и в любой другой науке, а также практической сфере деятельности, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства».
Социология — это часть общества, она органически в него включена и вместе с тем является важным средством, инструментом его изучения; соответственно, история социологии — это не только часть, раздел социологической науки, но и инструмент, средство, способ изучения самого общества и его истории. Знакомство с историей социологии дает возможность понять также логику развития как самой этой науки, так и общества в целом.
Изучение истории социологии позволяет сформировать представление об истоках социологической науки, основных этапах ее развития. В их рамках были поставлены, а отчасти и решены проблемы, имеющие непреходящий для развития науки и общества характер. Многие понятия и положения социологии, которые сегодня вызывают пристальный интерес, впервые были сформулированы гораздо раньше. К сожалению, в социологии не так уж редко приходится сталкиваться с очередным «открытием велосипеда», что является, как правило, следствием незнания ее исторического процесса развития.
Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций её развития. Только включение в исторический аспект позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке. Для формирования новых точек зрения с учётом и на основе традиций и достижений прошлого.
Изучение истории психологии имеет большое образовательно - нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», - писал итальянский философ – гуманист 15 в. Лоренцо Валла. Она знакомит с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.
Список использованной литературы:
1. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – М.: Театра Системс, 2004. – 640 с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: гардарики, 2007. – 512 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – в 2-х т. Изд. 2-е,стереотипное.Т.1: пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
4. Ждан А.Н. история психологии. От античности до наших дней: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
5. Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И. Общая психология / А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 783 с.
6. История психологии. XX век / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2003. – 832 с.
7. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2001. – 480 с.
8. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2003. – 544 с.
9. Смит Р. История психологии / Р. Смит. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
Информация о работе Возникновение научной психологии и социологии