Возникновение понятия рефлексии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб Петухова О.А. - копия.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности способности человека. Она различается тремя уровня: 1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;

2) второй уровень связан  с осознанием себя как самостоятельной  личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает  осознание себя как субъекта  коммуникативной связи, анализируются  возможности и результаты собственного  влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

  8.Что такое педагогическая рефлексия и профессиональная рефлексия?

 Представляется важным  отметить несколько моментов, которые  акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:

  1. рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
  2. на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
  3. рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
  4. она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.

 А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

 Педагогическая  рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащихся и наоборот.

 Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями и т.д.

 

8. Каковы функции рефлексии?

 Рефлексия выполняет  определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно  планировать, регулировать и контролировать  свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.

 В педагогическом процесс  рефлексия выполняет следующие функции:

 — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

 — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

 — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

 — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

 — мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

 — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

 

9. Что понимают под  рефлексивными процессами и рефлексивным  управлением?

 Рефлексивные процессы – это процессы отображения одним человеком (педагогом) "внутренней картины мира" другого человека (учащегося). Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, но и знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик.

 Педагог должен не только рефлексивно отображать "внутреннюю картину мира", которой обладает учащийся, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать. Подобного рода преобразования могут осуществляться только в результате активной деятельности самого учащегося, педагог же должен строить свое управление этой деятельностью. Такого рода управление деятельностью другого человека обычно и называют рефлексивным управлением. Т.е., педагог отбирает, уточняет и перепроверяет свои действия, что выражается в сомнениях, в выдвижении гипотез, постановке вопроса (самому себе), уточнении. Рефлексивная управленческая деятельность педагога включает три уровня:

  • уровень рефлексии исполнительной деятельности (реальные указания, предложения, советы, приказы к действию);
  • уровень выработки стратегии действия (выбор программы действий в зависимости от учета сложившейся ситуации и готовность к ее решению учащихся);
  • уровень анализа и оценки выработанной стратегии и реализованной на ее основе программы, соотнесение ее с выдвинутыми целями и задачами.

 Рефлексивное управление  составляет основу самосовершенствования  педагогической деятельности, педагогического  общения, профессионально-личностных  свойств учителя.

 

10. Что понимают под  рефлексивной способностью?

 Под рефлексивной способностью понимается способность осуществлять субъектом (индивидуальным, групповым или даже институциональным) рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности. Другими словами, это способность придавать качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре (Войтик, Семенов).

 Е.С.Михайлова называет  следующие компоненты рефлексивной педагогической способности:

  • представленность в образе "Я" прошлого, настоящего, будущего;
  • экспансивность (в сфере профессионально-педагогических качеств);
  • открытость, активность образа "Я", высокая степень глубины, обширности и точности рефлексии;
  • оперативность и точность рефлексивного стиля;
  • способность к личностной децентрации.

Высоким уровнем рефлексии обладают далеко не все преподаватели, что свидетельствует о необходимости изучения и диагностики рефлексивных способностей, а также развития рефлексивной культуры и рефлексивной компетентности. Для развития рефлексивных способностей необходимы специальные методы, оптимизирующие этот сложный процесс.

 

10. Что понимают под  рефлексивной компетентностью?

 Требования к уровню  подготовки преподавательских кадров  возрастают с каждым годом. Сегодня  профессионализм преподавателя  выражается в его компетентности (competens с лат. – соответствующий, способный), которая позволяет ему  эффективно осуществлять собственную индивидуальную деятельность. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане.

 Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров. Это сравнительно новое понятие в рамках рефлексивной психологии, которое представляет собой сложное образование, поскольку субъект может рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии. Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

 

11. Что такое рефлексивная  культура и как ее развивать?

 Рефлексивная культура  характеризуется следующими признаками:

  • готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умением обретать новые смыслы и ценности;
  • умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений;
  • умение ставить и решать неординарные практические задачи.

 Для того, чтобы развивать  рефлексивную культуру следует:

  • развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью;
  • развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого;
  • развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

 

12. Что понимают под  рефлексивными умениями?

М.Н. Демидко описывает рефлексивные умения в соответствии со структурой деятельности, представленной в виде следующих элементов: цель – способ – результат. Каждый структурный элемент деятельности обеспечивается соответствующими рефлексивными умениями

 

Структура деятельности

Рефлексивные умения

Цель деятельности 

Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности

Способы деятельности

Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий

 

Результат деятельности

Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

 


 

 

Сформированность рефлексивных умений личности констатируется на следующих уровнях:

1.номинативный (интерпретация поведения подменяется описанием, пересказом, номинацией действий и впечатлений);

2."фатальный" ("экстернальная" интерпретация);

3."искаженный" (искаженное  восприятие и интерпретация субъектом  собственных поступков и поведения  других людей, отрицание возможности другой интерпретации);

4."зацикленный" (интерпретация  однообразна по типам и темам  рефлексии, повышенное содержание  межличностной рефлексии);

5.пассивно-адекватный (собственная  психологическая интерпретация, ее  адекватность, не приводящая к формированию адекватного поступка, знание собственных слабых сторон не порождает их преодоления);

6.конструктивный (гармоничное  сочетание рефлексии, направленной  на себя и других, порождающее  творческую самореализацию личности).

 Направлениями формирования и развития рефлексивных умений педагога могут быть:

-формирование представлений  о рефлексии и рефлексивных  способностях;

-освоение и развитие  рефлексивных умений в педагогической  практике на основе самоанализа, самодиагностики и самокоррекции собственной профессиональной деятельности;

-создание собственной  системы формирования рефлексивных  умений у учащихся и соответствующая  реорганизация учебного процесса.

 

13. Каковы критерии педагогической  рефлексии?

 Разные ученые выдвигают  в качестве критериев рефлексии далеко не одно и тоже и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет. Так, например, М.Т.Громкова, критериями рефлексии называет: естественность, целостность, технологичность. Е.Э.Смирнова, А.П.Сопиков выделяют следующие критерии: глубина рефлексии, сложность, истинность.

 Однако гораздо чаще  в философской, психологической  литературе по проблеме рефлексии  обсуждается уровневый подход  к ее исследованию. Так, В.И.Слободчиков, вводит представление о шкале  рефлексии, которая имеет два предела. Первый, или нижний, предел рефлексии связан с той или иной формой поглощенности сознания некоторым деятельностным процессом. Второй, или верхний, предел – с высвобождением из всякой поглощенности.

 Интересным представляется  подход обоснования критериев развития педагогической рефлексии Г.Г.Ермаковой. Первым критерием развития педагогической рефлексии, по мнению автора, является Достаточность рефлексивных знаний, показателями которого выступают проблемность и конфликтность. Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки как глубина, дифференцированность, сложность.

  Вторым критерием развития педагогической рефлексии выступает критерий Отношение педагога к педагогической рефлексии, рефлексивной деятельности, показателями которого являются ценностность и преобразуемость. Характеризуя этот критерий, автор различает те же уровни: высокий средний, низкий. Признаками на каждом уровне выступают: действенность отношения к собственной педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, позиционность отношения.

Информация о работе Возникновение понятия рефлексии