Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:46, контрольная работа
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
18. Что такое
самооценка, каковы
ее типы?
Отношение же к самому
себе связано с самосознанием.
Формой проявления самосознания
как раз и является самооценка,
осознание самого себя,
определённое отношение
к самому себе, т.е. осознание
своих умственных и
физических способностей,
поступков, мотивов
поведения, своего отношения
к другим. Самооценка
включает в себя способность
оценивать свои возможности.
Источником же развития
самооценки является
оценка окружающими
людьми результатов
поведения и деятельности,
а также непосредственных
качеств его личности.
Самооценка ученика
также подразделяется
на три
типа по своей ценностной
структуре:
1.диффузно-утилитарный тип
характеризуется отсутствием
целостности, интегрированности
и осознанности (содержание
Я-идеального отражает
сферу отношений ребенка
со взрослыми и безусловное
принятие их оценок);
2.ситуативно-практический тип
характеризуется осознанным
компромиссом между
ценностями нормативно-желательными
и собственными (смыслообразующий
и объяснительный принцип
поведения — это правило
и норма);
3.обобщенно-рефлексивный тип
включает две формы
направленности личности (сфера
человеческих взаимоотношений
и интерес к различным
областям знаний, умений,
деятельности), характеризуется
высоким уровнем когнитивной
сложности, высокой
степенью интегрированности
и осознанности на фоне
положительного самоотношения.
19. Что такое
рефлексивное слушание?
Умение внимательно,
активно слушать является
базовым для процесса
общения. И перцептивная,
и коммуникативная,
и интерактивная стороны
общения могут реализовываться
только при соответствующем
умении слушания партнера.
Слушание может быть
нерефлексивным и рефлексивным.
Нерефлексивное слушание
– это активное молчание,
требующее большого
физического и психологического
внимания. Техника нерефлексивного
слушания выражается:
-в "буферных" фразах
типа: "Что-то беспокоит?", "Что-то
случилось?", "Вы
чем-то встревожены?", "У
вас произошло что-то
радостное?";
-в ответах, подчеркивающих
внимание – "Да?", "Продолжайте,
продолжайте. Это интересно", "Надо
же!", "Понимаю", "Приятно
это слышать" и т.д.;
-в невербальных средствах,
выражающих заинтересованность
– утвердительный наклон
головы, открытая поза,
соответствующая мимика.
Все варианты ответов
в технике нерефлексивного
слушания должны быть
нейтральными, ободряющими
и открывающими.
Рефлексивное слушание
– активное слушание,
объективная обратная
связь с говорящим, используемая
для контроля точности
восприятия услышанного.
Слушать рефлексивно,
это значит расшифровывать
смысл сообщений, выяснять
их реальное значение.
Техники рефлексивного
слушания:
Выяснение –
состоит в деятельности
по уточнению смысла
каких-либо высказываний
либо всего сообщения
в целом. Это позволяет
получить дополнительную
информацию по неясным
вопросам, улучшить
первоначальное сообщение,
т.к. показывает автору,
что он выражает свои
мысли неточно. Типовыми
фразами и вопросами
являются: "Уточните,
пожалуйста, что Вы имеете
в виду!", "Повторите,
пожалуйста, эту часть!", "Я
не понял", "Не объясните
ли Вы это еще раз?".
Перефразирование –
формулирование той
же мысли другими словами.
В данном случае слушающий
для проверки понимания
смысла и идеи сообщения
пытается выразить мысль
автора, используя свои
слова, термины, выражения.
Это позволяет получить
подтверждение правильности
понимания и дает возможность
автору внести коррективы
в сообщение. Типовыми
словами являются: "Правильно
ли я понял, что …", "Как
я понял Вас …", "По
Вашему мнению …", "Другими
словами, Вы говорите
…", "Вы считаете,
что …".
Отражение
чувств – состоит
в адекватном восприятии
и озвучивании слушающим
чувств, эмоционального
состояния говорящего.
Диалог зависит не столько
от содержания информации,
сколько от чувств, установок,
эмоциональной реакции.
Для рефлексивного отражения
чувств можно использовать
следующие фразы: "Мне
кажется, что Вы чувствуете
…", "Вы несколько
расстроены …", "Мне
знакомы Ваши ощущения
…", "Я чувствую,
что Вы …".
Резюмирование –
подведение итога, смысла
сообщенного говорящим.
Резюмирование помогает
соединить фрагменты
беседы в единое смысловое
целое. Это помогает
слушающему убедиться
в правильности и точности
понимания, а говорящему
оценить, насколько
хорошо ему удалось
передать свою мысль.
Типовыми формулировками
могут быть следующие: "Основными
выводами, с Вашей точки
зрения, являются …", "Можно
ли сказать, что смысл
Вашей речи состоит
…", "Если подытожить
сказанное Вами, то …", "Правильно
ли я понял, что Вашими
основными идеями являются
…".
20.
Каковы возрастные
возможности и
условия развития
рефлексии?
Рефлексия определяется
как основное психическое
новообразование младшего
школьного возраста.
Условиями рефлексивного
развития младшего школьника (по
Слободчикову В.И., Цукерман
Г.А.) являются:
проектируемая норма,
итог начального образования
— это ребёнок, учащий
себя с помощью взрослого,
учащийся. Учащийся (в
отличие от обучаемого)
способен, встречаясь
с задачей, ответить
на два вопроса: « Я могу
или не могу решить эту
задачу?», «Чего мне
не достаёт для её решения?»
Определив, чего именно
он не знает, учащийся 9-10
лет способен обратиться
к учителю не с жалобой
«А у меня не получается»,
а с конкретным запросом
на совершенно определённую
информацию или способ
действия. При этом центральным
психологическим механизмом
подобного поведения
учащегося, по мнению
авторов, является определяющая
рефлексия как индивидуальная
способность устанавливать
границы собственных
возможностей, знать,
что я знаю, умею и чего
не знаю. Основная форма
отношений - это отношения
ребёнка с самим собой,
отношение: "Я неумелый,
незнающий — Я умелый,
знающий". Учебная
деятельность, приводящая
к построению таких
отношений, обеспечивают
самоопределение и самоизменение
ребёнка. Второе условие
школьной готовности
— это открытость любого
ребёнка любому содержанию,
которое предлагает
ему взрослый, лишь бы
это содержание было
значимым и высокоценимым
в мире взрослых. Путями
формирования рефлексивных
отношений внутри группы
совместно работающих
детей являются игры
и задания, обнаруживающие
разные точки зрения
на одну и ту же проблему.
Перед учителем стоит
задача научить детей
координировать вопрос
и ответ, видеть в разных
ответах не ошибку, а
разные точки зрения,
договариваться, согласовывать
свои точки зрения.