Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:08, реферат
Чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому…………..….4
2. Периодизация развития личности по Д.Б. Эльконину…………...…..6
3. Периодизация развития личности по Э. Эриксону…………………...8
Заключение………………………………………………………………........…14
Список литературы………………………………………………………………14
Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.
Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Развитие личности по своему
содержанию определяется тем, что общество
ожидает от человека, какие ценности
и идеалы ему предлагает, какие
задачи ставит перед ним на разных
возрастных этапах. Но последовательность
стадий развития ребенка зависит
от биологического начала. Ребенок, созревая,
с необходимостью проходит рад следующих
друг за другом стадий. На каждой стадии
он приобретает определенное качество
(личностное новообразование), которое
фиксируется в структуре
До 17—20 лет происходит медленное,
постепенное становление
Идентичность формируется
в юношеском возрасте, это характеристика
достаточно зрелой личности. До этого
времени ребенок должен пройти через
ряд идентификаций —
Еще один важный для развития
личности момент — кризисность. Кризисы
присущи всем возрастным стадиям, это
"поворотные пункты", моменты выбора
между прогрессом и регрессом. В
каждом личностном качестве, которое
проявляется в определенном возрасте,
заключено глубинное отношение
человека к миру и к самому себе.
Это отношение может быть позитивным,
связанным с прогрессивным
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Вторая стадия (мышечно-анальная)
соответствует раннему
На третьей стадии (локомоторно-генитальной),
совпадающей с дошкольным возрастом,
ребенок активно познает
Когда поведение ребенка
становится агрессивным- инициатива ограничивается,
появляются чувства вины и тревожности;
таким образом закладываются
новые внутренние инстанции —
совесть и моральная
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.
Младший школьный возраст — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного
обучения — это также начало профессиона
Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузноеть идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении "стать ничем" (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).
В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым
человеком встает проблема близости (интимности)
Третье десятилетие жизни — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.
Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.
Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.
Не ощущают целостность
своего "Я" люди, недовольные прожитой
жизнью, считающие ее цепью ошибок
и нереализованных
Стадии развития личности по Э. Эриксону
Стадия развития |
Область социальных отношений |
Полярные качества личности |
Результат прогрессивного развития |
1. Младенчество (0—1) |
Мать или замещающее ее лицо |
Доверие к миру — недоверие к миру |
Энергия и жизненная радость |
2. Раннее детство (1-3) |
Родители |
Самостоятельность — стыд, сомнения |
Независимость |
3. Детство (3-6) |
Родители, братья и сестры |
Инициатива — пассивность, вина |
Целеустремленность |
4. Школьный возраст (6-12) |
Школа, соседи |
Компетентность — |
Овладение знаниями и умениями |
5. Отрочество и юность (12-20) |
Группы сверстников |
Идентичность личности — непризнание |
Самоопределение, преданность и верность |
6. Ранняя зрелость (20—25) |
Друзья,любимые |
Близость — изоляция |
Сотрудничество, любовь |
7. Средний возраст (25-65) |
Профессия, родной дом |
Продуктивность — застой |
Творчество и заботы |
8. Поздняя зрелость (после 65) |
Человечество, ближние |
Целостность личности — отчаяние |
Мудрость |
Заключение.
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира.
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.
Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.
Список литературы: