Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:45, реферат
Возрастная психология – отрасль психологического знания, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности но протяжении онтогенеза человека.
Разделы возрастной психологии:
- Детская психология
- Психология юности (ранняя юность, студенчество)
- Психология зрелого возраста (30 – 60 лет)
- Геронтопсихология
Возрастная психология
Возрастная психология – отрасль психологического знания, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности но протяжении онтогенеза человека.
Разделы возрастной психологии:
- Детская психология
- Психология юности (ранняя юность, студенчество)
- Психология зрелого возраста (30 – 60 лет)
- Геронтопсихология
Задачи: Представить онтогенетический путь человека как соц. индив. и личности, выявить общие закономерности развития жизнедеятельности и угасания человека в плане его психологической активности, показать закономерности проявлений и переживаний человека в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях.
Цели: раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастные и индивидуальные особенности психики чела.
Методы возрастной психологии:
Экспериментальные методы:
- Наблюдение – Чем меньше
ребенок, тем больше можно
- Эксперимент – естественный
эксперимент (не изменяются
- Беседа – (дети старше трех лет) нужно учитывать, что детям трудно вербализовать свои мысли, чувства, переживания.
Основные закономерности: (Лев Выготский, Х.Вернер).
- Дифференциация – расчленение
ранее бывшего единого
- Появление новых сторон в самом развитие (чувство взрослости).
- Перестройка связей отношений между сторонами объекта.
- Закон развития высших
Зарубежная психология (С.Холл, Э.Эриксон, З.Фрейд): |
Отечественная психология (Эльконин, Выготский, Гальперин). | |
Ход развития |
От индивидуального к социальному. |
От социального к индивидуальному. |
Условия |
Наследственность и среда. |
Особенности мозга и общения. |
Источник |
Внутри индивида. |
Вне индивида (среда). |
Специфика развития |
Концепция рекапитуляции. |
Общественно исторические, не биологический законы. |
Движущие силы. |
Объединение двух факторов (генетика, среда) |
Обучение и деятельность |
Форма развития |
Приспособление |
Присвоение. |
Первый труд – 1787г. Т.Тидеман. «Наблюдение за развитием душевных способностей ребенка».
Детство – период, продолжающийся
от новорожденности до полной социальной
и психологической зрелости, период
становления ребенка
Элконен Даниил Борисович «Парадокс детства» - это обнаружение факта, что при исходных природных предпосылках, уровень психологического развития в разные исторические эпохи не одинаков.
Проблема возраста в психологии. 2 линии:
Возраст – относительно замкнутый цикл развития имеющий свою структуру и динамику.
Возрастные периодизации.
Автор |
Кол-во лет |
Стадии развития |
Эрик Эриксон |
0-1 2-3 4-5 6-11 12-18 18-25 25-50 50 - … |
Теория кризиса идентичности. Доверие или недоверие окружающему миру Самостоятельность, нерешительность, стыд. Предприимчивость или чувство вины. Умелость, некомпетентность, чувство неполноценности Идентичность, путаница ролей. Дружба, одиночество. Общечеловечность, самопоглащенность. Целостность, осмысленность жизни, безнадежность. |
Эльконен. Ведущая деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения психологических процессов и свойств личности на данном этапе. |
0-1
1-3 3-7 7-10 10-11 13-14 15-17
После 18 |
Младенчество, в.д. – непосредственно – эмоциональное общение. Раннее детство, в.д. – предметноманипулятивная. Дошкольный период, в.д. – игра. Младший школьный возраст, в.д. – учение. Подростковый возраст ,в.д. – интимноличностное общение. Старший школьный возраст, в.д. – учебно профессиональная. Взрослый период, в.д. – трудовая. |
Выготский Л.С. Культурно-историческая концепция. Кризис развития – это качественная перестройка психологических функций отношений, скачек в литическом развитии. |
0-2 мес. 2мес.-1 3-7 8-12 14-18 |
Кризис новорожденности Кризис одного года. Дошкольный период, литический кризис. Младший школьный возраст. Кубертатный возраст, кризис 17 лет. |
Основная причина – отсутствие удовлетворения новых потребностей ребенка (самостоятельность, ответственность взрослость).
Кризис 3х лет – совместная игра со взрослым и самостоятельная игра.
7и лет – новые формы деятельности, обязанности, ответственность.
13и лет – внимание и
уважение к интересам,
Поливанова Е.Н. дала наиболее полный анализ возрастных кризисов.
Стадии кризиса:
- Предкритическая – выход
- Кризисная (критическая) –
- Посткритичкская – затухание
конфликтности в силу
Особенности ребенка:
- Незрелость центральной
- Период пассивности.
- Развитие системы безусловных рефлексов.
- Преобладают не дифференциальные, нечеткие переживания, сплав эмоций.
- Ребенок не выделяет себя
из окружающего мира и
- Мир не хаотичен для ребенка, выделяет фигуру из фона, реагирует на сложные комплексы и яркоокрашенные раздражители.
Основные итоги развития:
- Возникновение ориентировочно–
- Образование условных
- Выделение взрослых из
11. Проблема готовности к школе:
основные подходы. Компоненты
психологической готовности к
школе. Проблема раннего
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения им школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Основные подходы:
- педагогический подход: Ребенок готов к школе, когда у него сформированы начальные знания.
- Психологический подход: Школьная зрелость или физиологическая готовность.
Компоненты психологической
- Интеллектуальный – развитие мелкой моторики руки, начальные этапы логического мышления, концепция внимания (урок).
- Эмоциональная готовность – развитие эмоциональной устойчивости, снижение импульсивности.
- Социальная зрелость –
Ребенок продолжает биологически и социально зависеть от матери. Синхронизация жизни матери и ребенка.
Основные новообразования:
Центральное новообразование, потребность в общении.
Условие возникновения потребности в общении: нужда младенца в уходе и заботе, соответствующее поведение взрослых,
Основные достижения:
- Понимание речи взрослого
- Предметная деятельность ???????????????????
9. Кризис 3х лет.
Основные проявления кризиса:
- Негативизм (делает все наоборот).
- Упрямство
- Строптивость
- Своеволие (самостоятельность)
Положительные стороны кризиса:
- Тенденция к самостоятельности
- Появление нового видения себя и окружающего мира.
- Стремление к деятельности и определенному результату, мотивация достижения.
10. Игра как ведущая деятельность дошкольного периода.
Виды игры:
- Режиссерская (в машинки).
- Образно-ролевая (партнер с одинаковой игрушкой).
- Сюжетно-ролевая (дочки матери, пора в школу).
- Игра с правилами (казаки разбойники, классики).
Структура игры:
- Сюжет игры (отражаемая действительность).
- Содержание.
- Роли и правила (смысловой центр игры).
- Игровые действия (учатся согласовывать).
- Игровые предметы.
- Реальные отношения (реплики, замечания).
Функции игры:
- Формирование контроля и самоконтроля.
- Знаковое сознание (символизация).
- Интеллектуальное развитие.
- Социальные отношения.
Значения игр для психического развития:
-Развитие произвольного
внимания и произвольной
- Игровая ситуация и действия с ней оказывают влияние на умственное развитие ребенка.
- Развитие воображения
- Приобретение основных навыков общения
- Развитие чувств и регуляции поведения.
- Складывается учебная деятельность
- Отработка знаковой функции речи.
- Развитие рефлексивного мышления.