Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:45, реферат

Краткое описание

Возрастная психология – отрасль психологического знания, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности но протяжении онтогенеза человека.
Разделы возрастной психологии:
- Детская психология
- Психология юности (ранняя юность, студенчество)
- Психология зрелого возраста (30 – 60 лет)
- Геронтопсихология

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная психология.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Возрастная психология

 

  1. Предмет, цели и задачи возрастной психологии. Основные закономерности психического развития. Методы возрастной психологии.

 

Возрастная психология – отрасль  психологического знания, которая изучает  закономерности этапов психического развития и формирования личности но протяжении онтогенеза человека.

Разделы возрастной психологии:

- Детская психология

- Психология юности (ранняя юность, студенчество)

- Психология зрелого возраста (30 – 60 лет)

- Геронтопсихология

Задачи: Представить онтогенетический путь человека как соц. индив. и личности, выявить общие закономерности развития жизнедеятельности и угасания человека в плане его психологической активности, показать закономерности проявлений и переживаний человека в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях.

Цели: раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастные и индивидуальные особенности психики чела.

Методы возрастной психологии:

Экспериментальные методы:

- Наблюдение – Чем меньше  ребенок, тем больше можно наблюдать  (самый используемый метод).

- Эксперимент – естественный  эксперимент (не изменяются условия  окружающей среды). Формирующий эксперимент.

- Беседа – (дети старше трех лет) нужно учитывать, что детям трудно вербализовать свои мысли, чувства, переживания.

 

Основные закономерности: (Лев Выготский, Х.Вернер).

- Дифференциация – расчленение  ранее бывшего единого элемента.

- Появление новых сторон в  самом развитие (чувство взрослости).

- Перестройка связей отношений  между сторонами объекта.

- Закон развития высших психических  функций: ВПФ возникают первоначально  как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными особенностями. ВПФ формируются в процессе интериоризации.

 

 

  1. Параметры развития ребенка и их понимание в различных научных концепциях.

 

 

 

Зарубежная психология (С.Холл, Э.Эриксон, З.Фрейд):

Отечественная психология (Эльконин, Выготский, Гальперин).

Ход развития

От индивидуального  к социальному.

От социального к  индивидуальному.

Условия

Наследственность и  среда.

Особенности мозга и  общения.

Источник

Внутри индивида.

Вне индивида (среда).

Специфика развития

Концепция рекапитуляции.

Общественно исторические, не биологический законы.

Движущие силы.

Объединение двух факторов (генетика, среда)

Обучение и деятельность

Форма развития

Приспособление

Присвоение.


  1. Исторический анализ понятия «детство». Проблема возраста в психологии. Периодизации психического развития.

 

Первый труд – 1787г. Т.Тидеман. «Наблюдение  за развитием душевных способностей ребенка».

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости, период становления ребенка полноценным  членом общества.

Элконен Даниил Борисович «Парадокс детства» - это обнаружение факта, что при исходных природных предпосылках, уровень психологического развития в разные исторические эпохи не одинаков.

Проблема возраста в психологии. 2 линии:

  1. Развитие рассматривается как целостный неделимый процесс (К.Роджерс, О.Миллер).
  2. Понимание онтогенеза, как чередование этапов развития (Фрейд, Эриксон, Выготский).

Возраст – относительно замкнутый  цикл развития имеющий свою структуру  и динамику.

 

Возрастные периодизации.

Автор

Кол-во лет

Стадии развития

Эрик Эриксон

 

0-1

2-3

4-5

6-11

12-18

18-25

25-50

50 - …

Теория кризиса идентичности.

Доверие или недоверие  окружающему миру

Самостоятельность, нерешительность, стыд.

Предприимчивость или  чувство вины.

Умелость, некомпетентность, чувство неполноценности

Идентичность, путаница ролей.

Дружба, одиночество.

Общечеловечность, самопоглащенность.

Целостность, осмысленность  жизни, безнадежность.

Эльконен.

Ведущая деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения психологических процессов и свойств личности на данном этапе.

0-1

 

1-3

3-7

7-10

10-11

13-14

15-17

 

После 18

Младенчество, в.д. – непосредственно  – эмоциональное общение.

Раннее детство, в.д. –  предметноманипулятивная.

Дошкольный период, в.д. – игра.

Младший школьный возраст, в.д. – учение.

Подростковый возраст ,в.д. – интимноличностное общение.

Старший школьный возраст, в.д. – учебно профессиональная.

Взрослый период, в.д. – трудовая.

Выготский Л.С.

Культурно-историческая концепция.

Кризис развития –  это качественная перестройка психологических функций отношений, скачек в литическом развитии.

0-2 мес.

2мес.-1

3-7

8-12

14-18

Кризис новорожденности

Кризис одного года.

Дошкольный период, литический кризис.

Младший школьный возраст.

Кубертатный возраст, кризис 17 лет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема кризиса развития в психологии.

 

Основная причина – отсутствие удовлетворения новых потребностей ребенка (самостоятельность, ответственность  взрослость).

Кризис 3х лет – совместная игра со взрослым и самостоятельная игра.

  7и лет – новые формы  деятельности, обязанности, ответственность.

  13и лет – внимание и  уважение к интересам, обсуждение  прав и обязанностей.

 

Поливанова Е.Н. дала наиболее полный анализ возрастных кризисов.

Стадии кризиса:

- Предкритическая – выход ребенка  во временную перспективу, открытие идеальной формы поведения и идеализирование ее.

- Кризисная (критическая) – период  возникновения наиболее острых  конфликтов и противоречий.

- Посткритичкская – затухание  конфликтности в силу изменений  самой окружающей среды и перевода  с идеализированной формы поведения в идеальную.

 

  1. Период новорожденности. Основные итоги развития в период новорожденности.

 

Особенности ребенка:

- Незрелость центральной нервной  системы.

- Период пассивности.

- Развитие системы безусловных  рефлексов.

- Преобладают не дифференциальные, нечеткие переживания, сплав эмоций.

- Ребенок не выделяет себя  из окружающего мира и одинаково  реагирует как на   физические  так и на соц. объекты.

- Мир не хаотичен для ребенка,  выделяет фигуру из фона, реагирует  на сложные комплексы и яркоокрашенные раздражители.

Основные итоги развития:

- Возникновение ориентировочно–исследовательской  реакции.

- Образование условных рефлексов  (пищевой рефлекс на положение  под грудью).

- Выделение взрослых из окружающего  мира (улыбка в ответ на обращение).

 

11. Проблема готовности к школе:  основные подходы. Компоненты  психологической готовности к  школе. Проблема раннего обучения: последствия для психического и личностно развития.

 

Психологическая готовность к школьному  обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для овладения им школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Основные подходы:

- педагогический подход: Ребенок  готов к школе, когда у него  сформированы начальные знания.

- Психологический подход: Школьная зрелость или физиологическая готовность.

Компоненты психологической готовности:

- Интеллектуальный – развитие  мелкой моторики руки, начальные  этапы логического мышления, концепция  внимания (урок).

- Эмоциональная готовность –  развитие эмоциональной устойчивости, снижение импульсивности.

- Социальная зрелость – способность  ребенка взять на себя социальную роль школьника.

 

 

  1. Возрастное новообразование – это качественное изменение личности или психики обуславливающее своеобразие всего развития в данный возрастной период.

 

Ребенок продолжает биологически и  социально зависеть от матери. Синхронизация  жизни матери и ребенка.

Основные новообразования:

Центральное новообразование, потребность  в общении.

Условие возникновения потребности в общении: нужда младенца в уходе и заботе, соответствующее поведение взрослых,

Основные достижения:

- Понимание речи взрослого

- Предметная деятельность ???????????????????

 

9. Кризис 3х лет.

 

Основные проявления кризиса:

- Негативизм (делает все наоборот).

- Упрямство

- Строптивость

- Своеволие (самостоятельность)

Положительные стороны кризиса:

- Тенденция к самостоятельности

- Появление нового видения себя  и окружающего мира.

- Стремление к деятельности  и определенному результату, мотивация  достижения.

 

 

10. Игра как ведущая деятельность  дошкольного периода.

 

Виды игры:

- Режиссерская (в машинки).

- Образно-ролевая (партнер  с одинаковой игрушкой).

- Сюжетно-ролевая (дочки  матери, пора в школу).

- Игра с правилами  (казаки разбойники, классики).

Структура игры:

- Сюжет игры (отражаемая  действительность).

- Содержание.

- Роли и правила (смысловой  центр игры).

- Игровые действия (учатся  согласовывать).

- Игровые предметы.

- Реальные отношения  (реплики, замечания).

Функции игры:

- Формирование контроля и самоконтроля.

- Знаковое сознание (символизация).

- Интеллектуальное развитие.

- Социальные отношения.

Значения игр для психического развития:

-Развитие произвольного  внимания и произвольной памяти.

- Игровая ситуация и  действия с ней оказывают влияние на умственное развитие ребенка.

- Развитие воображения

- Приобретение основных  навыков общения

- Развитие чувств и  регуляции поведения.

- Складывается учебная  деятельность

- Отработка знаковой  функции речи.

- Развитие рефлексивного мышления.

 


Информация о работе Возрастная психология