Возрастные и индивидуальные особенности памяти детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:49, реферат

Краткое описание

Юношеский возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании») говорил о "втором рождении" личности в ранней юности. Субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в этот период.

Содержание

Введение
1. Взаимоотношения юношей и девушек со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование личности юношей и девушек.
3. Развитие мышления в юношеском возрасте.
4. Психологические особенности юношеского возраста.
5. Кризис юношеского возраста.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ детская психология.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует интеллектуальному развитию их личности в целом.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.

В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется.

Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы. Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления). Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Данный феномен, у юношей выступает более рельефно, что обусловлено спецификой гендерных (межполовых) психических различий. Нередко актуализация данной потребности проявляется в т.н. "юношеском философствовании" Последнее характеризуется стремлением юношей к мудрствованию, "философским" рассуждениям на темы добра и зла, религии, переустройства общества на фоне выраженной юношеской иронии, служащей средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных норм, правил и знаний.

Учитывая, что в раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, юноши начинают увлекаться чтением фантастической и философской литературы, при этом их восприятие прочитанного носит излишне эмоциональный характер, а высказываемые автором идеи часто принимаются с недостаточной долей критики. Указанные феномены лежат в основе того, что в подростковом и юношеском возрасте часто возникает любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект, а также носителей психоделической культуры (например, лиц употребляющих наркотические вещества).

Бурный рост сознания и самосознания приводит к расширению сферы осознаваемого и углублению знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является изменении мотивации основных видов деятельности: те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отождествлять на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития.

В самооценке лица юношеского возраста охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде", то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения.

В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.

Одна из самых распространенных коммуникативных проблем юношеского возраста - застенчивость. Отчасти она обусловлена глубинными личностными свойствами, например, интроверсией, а отчасти неудачным опытом публичных выступлений или межличностных контактов. Подобно пониженному самоуважению, с которым она тесно связана, застенчивость лимитирует социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения - алкоголизма, психосексуальных трудностей. Благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолевать застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую помощь.

5. КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

ВЫВОДЫ

Ранняя юность приносит много нового в эмоциональную жизнь учащегося по сравнению с годами подростничества. Исчезают в значительной мере те внутренние конфликты, которые были связаны с противоречиями подросткового возраста, но зато появляются свои проблемы, вызванные серьезными изменениями в личности, изменениями в запросах, интересах, устремлениях, кругозоре, ожиданиях юноши или девушки. Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.

В психическом развитии юноши и девушки происходят серьезные изменения: меняется деятельность их мышления, памяти, внимания, область их интересов, волевых устремлений, чувств и эмоций.

Юношеский образ характеризуется развитием умственных способностей, развитием эмоциональной и чувственной сферы. В этом возрасте происходит переориентация в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Время, проводимое со сверстниками, увеличивается, создаются группы, основанные на общих интересах, возникает крепкая и дружба между однополыми ребятами и возрастает интерес к противоположному полу. Меняется критерий в подходе к межличностным отношениям, которые опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием. Отношения со взрослыми становятся более ровными, менее конфликтными, чем в подростковом возрасте.

Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникали у подростков; нет также и скоропалительного суждения о людях, их качествах и чертах, таких необоснованно образующихся пристрастий, которые свойственны подростку. Юноши и девушки тоньше, точнее, лучше, чем подростки, улавливают оттенки переживаний, умеют "читать чувства"; они понимают и "нешаблонные" формы выражения чувств, что создает основу для возникновения лучшей эмоциональной восприимчивости. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию.

 

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшая школа, 1990.-304с.
  2. В мире подростка /Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Медицина, 1982.-293с.

3. Исаев Д., Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола.-Л.: Медицина, 1999.-213с.

4. Р. П. Ефимкина Детская психология. Методические указания.Коломинский

5. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности.-Минск, 1976.-226с.

6. Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-320с.

7. Кон И. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-191с.

8. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М., 1988.-С. 145-170.

9.  http://vashpsixolog.ru

10. http://psyhologsova.ucoz.ru

 

 

 


Информация о работе Возрастные и индивидуальные особенности памяти детей