Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.
Задачи работы:
1) изучить сущность возрастного кризиса;
2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.
Глава 1. Сущность возрастного кризиса. ……………………………………….5
1.1. Понятие о возрастном кризисе ……………………………………5
1.2. Отличия критических периодов развития от стабильных периодов……………………………………………………………….....10
1.3. Структура возрастного кризиса…………………………………17
Глава 2. Психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса……………………………………………………………………………..24
2.1. Содержание коррекционной работы в кризисные периоды………………………………………………………………….24
2.2. Стратегии психологического консультирования в период возрастных кризисов…………………………………………………..
• способствовать укреплению самоуважения клиента и его уверенности в себе;
• содействовать расширению у клиента диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
• смягчить
воздействия стрессового
Психологическое
консультирование клиентов, находящихся
в состоянии психодуховного кризиса, должно
строиться на принципах экзистенциально-
• консультирование лиц, находящихся в кризисе, должно строиться на моделях, учитывающих духовные изменения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению;
• учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис, особенно на фоне применения сильных психотроп-ных средств, истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного преодоления психопатологических расстройств при применении интенсивной эмпирической психотерапии;
• готовность психолога столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме, и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом.
Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года), возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями и целостными изменениями личности человека, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. Возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Суть возрастного кризиса в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличия критических периодов развития от стабильных периодов заключаются в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразований. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза — открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза — мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза — дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.
Суть коррекционной работы в период возрастного кризиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в амплификации его положительного эффекта, использовании периода кризиса для решения задачи развития. В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: действия и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребенка, места протекания кризиса (семья, школа), позиции взрослого (родитель, воспитатель, учитель). Эти характеристики внутренне зависимы: кризисы новорожденности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно, взрослый, к которому обращен кризис, — родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и к учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома. Поэтому тип коррекционной работы выбирается в целом в зависимости от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции.
Цель
психологического консультирования в
условиях кризиса — приведение личности
к осознанию событий, являющихся причинами
состояния дисбаланса, к большей целостности,
к меньшей конфликтности, раздробленности
сознания, деятельности, поведения. Выбор
стратегии в качестве средства воздействия
в кризисных состояниях зависит от характера
и идеологии учреждения, ориентации практиков
и наличия необходимых ресурсов. Психологическое
консультирование клиентов, находящихся
в состоянии психо-духовного кризиса,
должно строиться на принципах экзистенциально-
Психотерапия
кризисных личностей
Информация о работе Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание