Возрастные кризисы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:40, реферат

Краткое описание

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

Содержание

Введение 2
1 Сущность возрастного кризиса 3
2 Возрастные кризисы 5
2.1. Кризис новорожденного 6
2.2. Кризис одного года 8
2.3. Кризис трех лет 9
2.4. Кризис семи лет. Готовность к школе. 11
2.5. Кризис подросткового возраста 12
2.6. Кризис среднего возраста 15
2.7. «Узелковый период». Кризис старости. 17
Заключение 20
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастные кризисы развития.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     У женщин во время кризиса 30-летия  обычно меняются приоритеты, установленные  в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и  воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

     Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого. 

2.7. «Узелковый период». Кризис старости 

     В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

     Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

     Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

     Сейчас  наша социальная структура, равно как  и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий.  Этот период также называют «узелковым», потому что , не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

     В научном  труде:  «О смерти и умирании»  Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате подобного подхода они могут научить остающихся в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жизни, но и проблемам работы человеческого сознания, а также к некоторым редким аспектам нашего существования вообще. Кроме того, данный процесс обогатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.

     В связи с этим важным представляется осмысление социально-психологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти – культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.

     Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

 На  современном этапе кризисная  ситуация для пожилых и престарелых людей обусловлена и усугубляется следующими обстоятельствами:

  1. Экономический статус данной социальной группы чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания.

Отсутствует продуманная система профессиональных маршрутов для лиц пенсионного  возраста, сохранивших трудовую и  социальную активность.

Состояние здоровья людей данной возрастной категории  обычно хуже, чем у молодых членов общества. Наличие хронических болезней вынуждает их чаше обращаться к медицинской помощи, а это, соответственно, ведет к дополнительным расходам.

  1. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни на финальном этапе онтогенетического развития человека порождает чувство тревоги, апокалипсические настроения, кризис социальной идентичности у пожилых и престарелых.

Службы  оказания социальной помощи находятся  в зачаточном состоянии. 
Заключение
 

       

     Цели  действий участников взаимодействия в  ситуации возрастного кризиса практически  всегда неосознанны. Цели ребенка определяются особенностями социальной ситуации развития, в которую он попадает в критический период. Действия направляются желанием поступать как взрослый (или более старший). В цели ребенка ни объективно, ни тем более субъективно не входит разрушение отношений с родителями. Целью является осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привлекательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно почувствовать себя взрослым.

     В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для  успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.

Как правило, возрастной кризис у взрослых людей  усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные эмоциональные  переживания и крупные неудачи  – потеря важных родственных связей, смерть, развод, выкидыш и др.).

     Конечно, в этой сфере еще очень много  направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии. 
 
 

Литература 

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Российское педагогическое агентство, 2004. – 193с 
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Питер, 2006. – 406с..

3 .Абрамова Г.С. Возрастная психология.  Эксмо, 2003. – 301с.

4. Мухина В.С.  Возрастная психология. Академия, 2006. – 608с.

5. Рогов Е.И.  Общая психология. Владос,  2002. – 202с.

6.  Поливанова  К. Н. Психология возрастных  кризисов: учебное пособие для  студентов педагогических вузов. Харвест, 2007. – 640с.

Информация о работе Возрастные кризисы развития