Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:52, лекция
Впервые представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга развито основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга".
Его идеи получили дальнейшее развитие в известнейших трудах гениального русского физиолога И.П. Павлова, создавшего на основе изучения рефлекторной деятельности мозга учение о высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов показал, что высшая психическая деятельность мозга заключается в образовании нервными клетками новых связей между раздражителями и реакциями, то есть в образовании новых рефлексов
Впервые представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга развито основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в книге "Рефлексы головного мозга".
Его идеи получили дальнейшее развитие в известнейших трудах гениального русского физиолога И.П. Павлова, создавшего на основе изучения рефлекторной деятельности мозга учение о высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов показал, что высшая психическая деятельность мозга заключается в образовании нервными клетками новых связей между раздражителями и реакциями, то есть в образовании новых рефлексов. В отличие от врожденных, постоянных рефлексов, названных безусловными, приобретаемым в течении жизни, переменным рефлексам было дано название условных.
Период новорожденности
Период новорожденности
начинается с первым криком ребенка
и продолжается до 10 дней. Первый крик
- первый вздох новорожденного - по данным
некоторых авторов имеет
У младенцев выражен хватательный рефлекс на прикосновение к ладони, ножной хватательный рефлекс на раздражение передней части подошвы и рефлекс Бабинского (сгибание пальцев стопы при раздражении подошвенной поверхности стоп).
К 10-12 дню с
развитием организма меняется характер
безусловных рефлексов
Одним из первых условных рефлексов является рефлекс на кормление. При соблюдении режима кормления уже за 30 мин до его начала у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов в крови.
Грудной возраст
В течение первых 3-4 недель жизни ребенок большую часть времени спит, потому образование условных рефлексов затруднено коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний. Выработанные в течении первого месяца условные рефлексы отличаются неустойчивостью.
Существенной чертой условнорефлекторной
деятельности ребенка в первом полугодии
жизни является комплексность раздражителей
(участвуют сразу несколько
В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток у детей этого возраста легко развивается запредельное торможение и сон.
Уже в первые дни жизни
проявляется безусловное
Уже сравнительно рано, с 1,5 месяцев, ребенок начинает реагировать на слова, произнесенные окружающими. Реакция при этом возникает на человека, а не только на звуки слова. И она определяется не только смыслом слова, а целым комплексом раздражений (положение тела ребенка, привычная обстановка, обращение к нему близкого человека, определенные интонации). При изменении одного из этих раздражителей реакция затормаживается.
С этого же времени начинается развитие моторной речи. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, так называемые предречевые голосовые реакции.
У нормальных детей определяется следующая последовательность в развитии этих реакций:
1,5 мес - Гуление : а-аа, у-уу, бу-у и т.п.
2-3 мес - Более разнообразное гуление.
4 мес - Свирель: аль-м-е, агы-гы и т.п.
7-8,5 мес - Лепет, произносит слоги (ба-ба, да-да)
8,5-9 мес - Модулированный
лепет: повторение слов с
Поведение ребенка в 2-3
года характеризуется ярко выраженной
исследовательской
В это время формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов, их окраски. Этот вид рефлексов считается прообразом понятий, которые развиваются без слов. Теперь для ребенка становится важным не только режим дня - часы сна, бодрствования, питания и прогулок, но и последовательность отдельных элементов, из которых складывается процедура умывания, кормления, игр, даже последовательность в надевании одежды. По-видимому, при недостаточно сильных и подвижных нервных процессах дети нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к внешней среде. Поэтому при нарушении стереотипа дети долго капризничают и плачут, если с ними задерживаются в гостях и долго не засыпают на новом месте.
На 2 году усиленно развивается речь ребенка. Как показали эксперименты, чрезвычайно большую роль в ее развитии играет активная работа двигательного анализатора:
Условные связи, выработанные в это время, отличаются высокой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни.
Этот период характеризуется
тем, что существенно возрастают
сила и подвижность нервных
У детей 5-7 лет возрастает функциональное значение II сигнальной системы. Словесное мышление начинает оказывать влияние на реакции I сигнальной системы. В этом возрасте появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.
К 6-7 годам для детей
оказывается доступным
Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представил собой период активного формирования всех основных проявлений ВНД ребенка.
Этот очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельностью детей, влияние систематического обучения порождают огромное количество до сих пор нерешенных проблем воспитания психической деятельности ребенка.
У детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей. Нервные процессы уже достаточные по силе и уравновешенности, хорошо выражены все виды внутреннего торможения, легко происходит дифференцирование раздражителей. Незрелость регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга диктует то, что отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность.
Как и в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, отчего нервные клетки быстро истощаются, развивается утомление.
Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. (Так, фактически начало периода может быть на 1-2 года раньше.) Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы.
В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).
Речь подростков замедляется, процесс образования условных связей на словесный сигнал затруднен, что свидетельствует, вероятно, о ослаблении высшего функционального уровня корковой деятельности.
Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности, часто отмечаемой у девочек.
В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями.
В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим, с этого времени функция больших полушарий дает картину уравновешенной и гармоничной деятельности.
Проблема изменений ВНД у человека при старении интересовала И.П. Павлова. Он считал, что при наступлении старости происходит ослабление основных нервных процессов, особенно тормозного, а также их уменьшение их подвижности, развитие инертности процессов. Характерным проявлением ослабления процесса торможения у пожилых людей И.П. Павлов считал старческую болтливость и фантастичность.
По мнению Павлова
одно из первых проявлений старения - ослабление
памяти на текущие события - зависит
от изменения подвижности
2.Временная организация памяти.
Концепция временной организации памяти введена канадским психологом Д. Хеббом на основании данных об изменении следа памяти — энграммы — во времени.
Временная организация памяти — временная последовательность осуществляемых операций и длительность хранения следов различных событий, на основе которой выделяют сенсорную (перцептивную), кратковременную и долговременную память. Сенсорная память представляет собой след возбуждения в сенсорной системе от непосредственно действующего стимула и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорной информации. Ее особенностью является значительная емкость, до 20 элементов (бит). Длительность сохранения следов в перцептивной памяти не превышает 1с. Воспроизведение следов в системе нейронных сетей (циркуляция возбуждений) обеспечивает кратковременное хранение информации уже ограниченной емкости (7 ± 2 бита) — кратковременную память. Предполагается, что за время реверберации импульсов по замкнутым нейронным контурам, которое может продолжаться от нескольких секунд до несколько минут, происходит перевод импульсного кода в структурные изменения синаптического аппарата и тела нейрона. Долговременная память — неопределенно долгое хранение информации, составляющее индивидуальный опыт. В отличие от кратковременной памяти, которая рассматривается как процесс, долговременная базируется на определенной фиксированной структуре биохимических и молекулярных хранения информации. Выделение различных видов памяти на основе временного параметра относительно. Процессы памяти более сложно развертываются во времени и взаимодействуют при реальной деятельности.
3.Гипноз-это состояние измененного сознания, или транса, в которое человек (субъект) вводится другим человеком (гипнотизером) при помощи внушения. Находящийся под гипнозом, действуя на бессознательном или подсознательном уровне, способен выполнять словесные инструкции гипнотизера. Поведение загипнотизированного обычно напоминает его нормальное поведение в состоянии бодрствования. Но есть одно существенное отличие - исключительная концентрация внимания на внушении гипнотизера и реализации этого внушения. Субъект поддерживает сенсорный и двигательный контакт с окружающим, т.е. способность слушать и понимать речь, беседовать, совершать движения, ходить. Но если внушить, что его нога или рука потеряла чувствительность, он не почувствует укола или какого-либо другого физического раздражения.
Список использованной литературы
Информация о работе Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека