Возрастные особенности детских страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

Становление привязанности и формирование образа матери как единого целого, неразрывно связанного с ребенком.
Отсутствие уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения;
Характеризует тревожащие обстоятельствах его жизни, связанные, как правило, с отношениями со взрослыми в семье;
Символизирует угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни.
Уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения.

Вложенные файлы: 1 файл

САЕВСКАЯ.docx

— 20.55 Кб (Скачать файл)

Возрастные особенности  детских страхов

Возраст

Возрастные страхи

Значение страхов

1 год

  1. Беспокойство в отсутствие матери и в присутствии незнакомых;
  2. Страх быть плохим и наказанным

Становление привязанности и формирование образа матери как единого целого, неразрывно связанного с ребенком

1-3 года

  1. Страх исчезновения матери
  2. Страхи сказочных персонажей (Волк, Баба Яга)
  3. Страх неожиданных звуков
  4. Страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь мед. работников
  1. Отсутствие уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения
  2. Характеризует тревожащие обстоятельствах его жизни, связанные, как правило, с отношениями со взрослыми в семье;

Символизирует угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни

3), 4) Уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения

3-5 лет

  1. Страхи перед сном
  2. Одиночества, темноты, замкнутого пространства
  3. Многочисленные сказочные персонажи
  1. Могут непроизвольно использоваться как средство для привлечения внимания
  2. Основан на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами. Он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении их отрицательному воздействию. Потребность в защите со стороны отца.
  3. Отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют бояться их. Страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением.

5-7 лет

  1. Страхи кошмарных сновидений, животных, стихии, огня, пожара и войны
  2. Страх смерти
  3. Страх опоздать
  4. Страх заражения
  1. Воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям.
  2. Означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.
  3. Чаще всего этот страх присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.
  4. Является невротической формой выражения страха смерти. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть.

7-11 лет

  1. Страх смерти родителей
  2. Страх своей смерти
  3. Страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения
  4. "Школьная фобия"
  5. Страх стихии
  6. Страхи Пиковой Дамы, Скелета и т.д.

1), 2) Означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.

3. Они говорят о нарастающей  социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие "совесть", как центральное психологическое образование данного возраста. Страхи "не успеть", "опоздать" и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

4. Иногда родители боятся  школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. В другом случае дети боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

5. Отражает особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в "роковое" стечение обстоятельств, "таинственные" явления, предсказания и суеверия.

6. В страхе детей перед  Пиковой Дамой часто звучит  беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства

11-16 лет

  1. Страх изменения
  2. Страхи нападения и пожара, у мальчиков страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства
  3. Природные страхи помимо страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..
  4. Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
  1. Эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п. Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма.
  2. Носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.
  3. Основаны на инстинкте самосохранения
  4. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.


Информация о работе Возрастные особенности детских страхов