Возрастные особенности психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы:
- расширить свои познания в области психологии человека;
- описать в обобщенном варианте видение современных психологов на возрастную психологию с точки зрения научной психологии;
- высказать свое мнение по поводу видения проблемы возрастных особенностей психики человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 2
Глава 1:Возрастные особенности психики человека в различные периоды его развития: 44
Глава 2:Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии………… 22
Заключение……………………………………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………………………………. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.63 Кб (Скачать файл)

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения  такой структуры переживаний, когда  ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания  приобретают смысл (сердящийся  ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.

2. К кризису  семи лет впервые возникает  обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей “малоценное” нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Ребенок дошкольного  возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Личностные  кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень  важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Надо помнить, что ребёнок в своём поведении  и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

Многие авторы – как классические, так и современные - в качестве важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают  развитие автономии и индивидуации подростка, т.е. его независимости от родителей, самостоятельности и ответственности. Ф. Райс и другие современные авторы рассматривают индивидуацию и автономию как основные составляющие развития личности в подростковом возрасте. При этом под индивидуацией подразумевается процесс, при котором подросток постепенно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и самоидентификации среди других. При переходе от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека (Ф. Райс, 2000).

Процесс индивидуации может протекать в здоровой или  болезненной форме. Сравнительное  исследование Д. Дениэлс (1990, по Ф. Райсу, 2000) здорового  и нездорового процесса индивидуации показало, что подростки  с нормальной индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь  в то же время функциональными  членами семьи. Также им свойственно  осознание жизненных ценностей  и стремление к самостоятельности. Подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду.

Подростки хотят  иметь право делать собственный  выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность  за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком  быстро, может восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.

Переход к эмоциональной  автономии в подростковом возрасте не столь драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения  родителей. Доминирование родителей  и культивирование в ребенке  чувства зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию социальной зрелости у  подростка, который вырастает инфантильным, т.е. неспособным самостоятельно принимать  решения и воспринимать себя как  взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации –  при эмоциональном отторжении –  подростки не получают никакой эмоциональной  поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и во многих других жизненных  ситуациях, необходимо найти «золотую середину».

По мере взросления подростков дистанция  в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек.

Таким образом, когда ребенок достигает подросткового  возраста, сильная сплоченность семьи  может препятствовать развитию процесса индивидуации у подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи приходится на период, когда  дети достигают переходного возраста. Это объясняется стремлением  подростков к самостоятельности, выработке  собственного стиля жизни, что связано  с процессом индивидуации. Также  показано, что, чем старше дети, тем  больше дистанция между ними и  родителями; это подтверждает существование  у подростков потребности в самостоятельности  и независимости, в собственном  жизненном пространстве.

В процессе индивидуации подростки  пытаются сохранить чувство тождественности  между своим внутренним «Я» и  тем, что они значат для других.  Вновь возникающие отождествления должны иметь непрерывную связь  с предшествующими, а также позволять  строить планы на будущее. Молодые  люди, которые успешно рассортировали свои и родительские взгляды и  убеждения, могут поддерживать близкие  отношения с родителями, чувствуя себя при этом комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность.

Исследователи выделили параметры  внутрисемейного взаимодействия, принципиально  важные для индивидуации подростков: 1) индивидуальность - способность иметь  и выражать свое собственное мнение и видеть, чем ты отличаешься от других; 2) чувство родства - отражает открытость человека чужим мнениям  и уважение чужих взглядов.

Для индивидуации подростков одинаково  важно, чтобы они чувствовали  как свое родство с другой личностью, так и отличие от нее. Исследователи  индивидуации предполагают, что подростки, достигшие высоких уровней индивидуации, могут оставаться в близких отношениях со своими родителями, не чувствуя при  этом потери собственной индивидуальности. Подростки, которые могут чувствовать  свою особенность по сравнению с  другими членами семьи, имеют  большую свободу для развития своей собственной точки зрения.

Периодизации развития в детстве  и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических  функций, личностных образований. В  зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических  процессов. Взрослый человек имеет  творческое мышление, произвольную смысловую  память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.

Уже говорилось, что существуют периодизации развития взрослого человека. В них  отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном  пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому:

граница юности и молодости - около 20-23 лет;

молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.

Юность - всего  лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться  и искать с легкой душой. Здесь  детство остается в прошлом. Все  психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов  носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение  образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории  выпускников школы:

  • первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;
  • вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Возраст - категория  конкретно-историческая. 19-20-летние юноши  основные трудности своей жизни  связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.

б) Обучение в ВУЗе.

По данным Санкт-Петербургских психологов, в  начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность образования, как возможность материально  обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов образование снова  вошло в систему ценностей.

В последнее  время студенты сочетают работу с  учебой, т.е. подрабатывают.

Таким образом, какой выбор будет сделан в  юности, решение пойти в тот  или иной конкретный ВУЗ зависит  от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.

Выпускники  школы, решившие работать или не поступившие  в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной  цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все  в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым  требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и  девушек с разным интеллектом  и разными чертами характера.

Юноша или  девушка могут выбрать еще  один путь: бегство в наркотики, религиозные  секты, нарциссическую погруженность  в себя и т.д.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда  человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя  граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время  создания семьи, время освоения выбранной  профессии, определения отношения  к общественной жизни и своей  роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и  идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко  устанавливаются и наиболее полно  развиваются отношения дружбы и  любви. Молодость считается оптимальным  временем для самореализации.

Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Несмотря  на сензитивность молодости к  созданию семьи и все сопутствующие  этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается  в молодости. Пресловутое "не сошлись  характерами" - наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Сущностные  отношения меду людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают  вследствие этого созвучия.

Родительская  безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему "своему". В основе всех этих сущностных отношений  лежит заложенная от природы потребность  в привязанности, принадлежности, любви  к соответствующим объектам мира.

Информация о работе Возрастные особенности психики человека