Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:57, доклад

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности волевых черт характера и определить и роль и значение в становлении профессиональной деятельности.
Задачи работы:
• Дать определение понятию «волевые черты характера»
• Рассмотреть сущность волевых черт характера

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Волевые черты характера 4
1.1. Определение понятия «волевые черты характера» 4
1.2. Сущность волевых черт характера 5
2. Становление и развитие волевых черт характера 6
3. Влияние волевых черт характера на профессиональный и карьерный рост 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФГОУВПО «РГУТиС»

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА  И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)

 

Кафедра «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»

 

 

 

 

Доклад

по  дисциплине: «Организационное поведение»

на тему

«Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры»

 

 

          Выполнил:                                                                           ______________

Группа:                                                                                ______________                            

         Проверил:                                                                            ______________

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития российского общества характеризуется  значимыми переменами, происходящими во всех сферах жизни и деятельности. Но какие бы серьезные задачи ни ставились, возможность их претворения в жизнь всецело зависит от человека: его желаний, возможностей, способностей жить и действовать сообразно гуманистическим и демократическим ориентирам XXI века.

Актуальность  выбранной темы обусловлена все растущей конкуренцией в сере профессиональной деятельности и потребностями общества в развитии профессионалов и специалистов своей области, что никак не может обойтись без развития таких черт характера, как сила воли, твердость, стойкость и т.д.

Цель работы: рассмотреть особенности волевых черт характера и определить и роль и значение в становлении профессиональной деятельности.

Задачи работы:

  • Дать определение понятию «волевые черты характера» 
  • Рассмотреть сущность волевых черт характера 
  • Рассмотреть особенности становления и развитие волевых черт характера 
  • Проанализировать влияние волевых черт характера на профессиональный и карьерный рост.

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Волевые черты характера

1.1.  Определение понятия «волевые черты характера»

 

Волевые черты  характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество - нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. [6, с.645] 

Особенно важны такие  качества человека, как выдержка и самообладание - способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. [2, с.5] 

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества - трусость, малодушие - гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях. [2, с.6]

 

 

1.2.  Сущность волевых черт  характера

 

Волевые особенности  личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость  и уравновешенность.

Цельность характера - это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера - энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера - сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера - ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности. [4, с.34]

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система  его волевых качеств определяются широтой, иерархизиро-ванностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека - одни из основных его психических качеств. Существенно также, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались. [4, с.34]

Многие поведенческие  побуждения людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, на уровне установок и привычек, в силу их эмоциональных особенностей. В последующем  же объяснении своего поведения люди подыскивают наиболее приемлемые для них оправдания.

Эмоциональные особенности характера индивида - наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции, как уже отмечалось, - это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида - от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру и жизни. Эмоции - непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях. [4, с.35]

Эмоции вступают в  свои права в любой внезапно возникающей  жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии. [4, с.36]

 

 

2. Становление и развитие волевых  черт характера

 

Становление нравственно-волевых  черт характера современного человека обусловливается требованиями, которые на данном историческом этапе к нему предъявляют общество, государство, профессиональное сообщество. Совокупность этих требований составляет профессиональную этику. Ее нормы будущий специалист усваивает в процессе профессиональной социализации, в которой характер формируется и проявляется как социальный. В то же время в характере специалиста проявляется его индивидуальность, его внутренний потенциал. Это противоречие лежит в основе проблемы становления нравственно-волевых черт характера будущего специалиста, для анализа которой необходимо выявить структуру и особенности нравственно-волевых черт характера современного специалиста; проанализировать внешние и внутренние противоречия формирования и развития нравственно-волевых черт характера будущего специалиста. [1, с.52]

Структура характера современного специалиста представляет собой пять блоков черт в соответствии с выделенными в науке типами отношений – к обществу, к людям, к деятельности, к себе, к предметам (продуктам деятельности).

Базовым критерием становления  нравственно-волевого характера специалиста является его продуктивность. В индивидуальном характере специалиста этому критерию тождественна ценностно-смысловая позиция. Поэтому высшим уровнем проявления нравственно-волевых черт, соответствующих каждому определенному типу отношений, является сформировавшаяся ценностно-смысловая позиция. В отношении к обществу она проявляется как гражданственность (гражданская позиция) специалиста. В отношении к людям – как педагогическая толерантность (гуманистическая позиция). В отношении к профессиональной деятельности – как любовь к педагогической профессии (профессиональная позиция). В отношении к себе – как самосозидание (личностная позиция). В отношении к предметам – как рациональность (прагматическая позиция). Каждое из этих проявлений ценностно-смысловой позиции специалиста является интегрированной чертой его характера. [3, с.207]

Становление нравственно-волевых  черт характера будущего специалиста зависит от ряда факторов. Характер проявляется, а значит и формируется, в ситуациях принципиальной неопределенности, в ситуациях, связанных с риском. Такие ситуации требуют от человека выбора между возможными альтернативными формами поведения и деятельности. Это выбор между желаемым и должным, между потребностью и интересом, целью, связанной с удовлетворением потребности, и идеалом. Характер обнаруживает свою необходимость в ситуации выбора цели, способов, средств, связанных с реализацией интересов и идеалов, обеспечивающих целостность личности. Другими словами, «эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности... В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое». Поэтому характер продуцирует поступки человека. В этом заключается его сила. [3, с.208]

Существует определенная последовательность в развитии свойств  характера. Она определяется прежде всего развитием педагогических требований, выражающих отношение общества к личности.

Другой фактор, влияющий на развитие характера, – самостоятельная  трудовая деятельность. Цели и задачи деятельности обусловливают волевое  усилие, преодоление препятствий  и затруднений, овладение собственным поведением. Нравственная основа воли при этом определяет степень силы и устойчивость волевых процессов. [3, с.208]

Третий фактор становления  характера – это процессы самостоятельной  работы человека над собой: самопроектирование, самовоспитание, самосовершенствование. В концепции развития нравственного делового характера, разработанной М.И. Шиловой, лежит понимание того, что «его становление есть становление субъектности, активной самодеятельной личности, способной не только участвовать в деятельности, но и проектировать ее в целях своего развития, развития своей индивидуальности». Следовательно, становление характера тесно связано с развитием сознания человека, его субъективной реальности. В сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Предметом его сознания становятся собственное поведение, внутренние переживания, черты характера. [3, с.210]

Становление характера  человека происходит в течение всей жизни. В процессе его социализации, воспитания и самовоспитания сущностные родовые человеческие качества из потенциальных превращаются в действительные. Из принципа социальной обусловленности процессов развития следует, что условием становления характера человека является разрешение противоречий между социальными нормами и индивидуальными потребностями человека в процессе его социализации. [3, с.211]

Таким образом, принимая во внимание субъектную позицию личности в студенческом возрасте, мы рассматриваем  становление нравственно-волевых  черт характера будущего специалиста как процесс, обусловленный развитием самосознания. Становление – это сложный, многоплановый процесс саморазвития человека, определяемый ценностно-смысловым содержанием «Я-концепции» и индивидуальной оценкой внешних обстоятельств. В то же время это и процесс развития отдельных составляющих личности: ее направленности, способностей и характера. Пониманию проблемы становления нравственно-волевых черт характера будущего специалиста способствуют выделение и анализ противоречий его формирования и развития. Можно выделить три группы этих противоречий будущего специалиста: социально-педагогические, общепедагогические и индивидуально-педагогические.

 

 

3. Влияние волевых черт характера  на профессиональный и карьерный  рост

 

Каждая интегрированная  черта представляет собой иерархическую систему, состоящую из ряда специфических черт, существующих в органичной взаимосвязи. Иерархия взаимосвязи черт объясняется их различным значением. Одни из них относятся к содержанию данной интегрированной черты и определяют направленность характера, другие определяют способы волевой саморегуляции, эмоциональные проявления и поступки. [5, с.28]

Каждая интегрированная  нравственно-волевая черта –  это сложное явление и в  характере специалиста проявляется в комплексе черт, который состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного, деятельностного и эмоционального, выявление которых позволяет, на наш взгляд, отчетливей понимать проявления этих компонентов при наблюдении основных тенденций в становлении характера будущего специалиста. Но при этом мы учитываем позицию ряда исследователей, утверждающих, что «бессмысленно пытаться по отдельности оценивать когнитивные, эмоциональные и волевые компоненты деятельности. Для эффективного их проявления необходим тонкий баланс когнитивных, эмоциональных и волевых процессов. Анализировать эти компоненты можно и по отдельности, но оценивать их по отдельности невозможно». [5, с.28]

Я считаю, что в каждой интегрированной черте характера все три компонента – когнитивный, аффективный, волевой – целостно проявляются в специфических чертах, в которых в соответствии с представлением о продуктивном типе характера воплощаются знание, уважение, забота, ответственность. Исходя из этого, разработанная нами структура характера специалиста представляет собой иерархию черт, перечисленных ниже.

Гражданственность специалиста включает в себя следующие специфические черты: гражданскую сознательность (знание системы гражданских ценностей, общественных норм, истории и культуры государства и т.д.), законопослушание (уважение законов государства), гражданскую активность (забота о процветании общества и государства) и гражданскую ответственность (ответственность перед обществом за свои поступки). [5, с.29]

Профессиональная толерантность: гуманистическое мировосприятие, уважение к людям, забота о людях, моральная ответственность. [5, с.29]

Любовь к своей профессии: профессиональные знания и убеждения, верность профессии (уважение норм профессиональной этики), креативность (забота о развитии профессии), ответственность за результаты своей работы. [5, с.29]

Самосозидание: рефлексивность (знание о своих качествах как субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни), самоуважение (уважение собственного достоинства), самопроектирование (забота о своем здоровье, образовании, карьере), ответственность за свою жизнь (ответственность за свое поведение и реализацию жизненных планов). [5, с.30]

Информация о работе Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры