Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 13:30, контрольная работа
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Цель данной работы – дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.
Введение ………………………………………………………………………………с. 3
1. Общая характеристика волевых действий ………………………………………..с. 3
2. Основные психологические теории воли ………………………………………….с. 7
3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действия ……………….с. 11
4. Структура волевого действия …………………………………………………….с. 15
5. Волевые качества человека и их развитие ……………………………………….с. 18
Заключение ……………………………………………………………………………с. 23
Список использованной литературы ………………………………………………..с. 25
Необходимым условием воспитания ребёнка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребёнка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определённых правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребёнку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определённого уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определённое время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Всё это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.
Учитель, с которым общается ребёнок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определённых личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребёнка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребёнка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребёнка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребёнка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Не менее важно физическое воспитание ребёнка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребёнка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.
Заключение
Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
- преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
- приобретение человеком контроля над своим поведением;
- выработка волевых качеств личности;
- а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой всё более трудные задачи и преследует всё более отдалённые цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности). — М.: Медицина, 1968.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
3. Зимин П. П. Воля и её воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.
5. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
7. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии// Вопросы пс