Воля как компонент характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели ,преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия.
Преодоления препятствий требует сознательной рефлексии деятельности на разных уровнях:
- 1-й уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния ,режима и направленности активности;
-2-й уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого преобразования способа деятельности.

Содержание

1.Воля как компонент характера
Понятие о воле
Волевые усилия
Волевые действия
Волевые качества

2.Невербальное общение
Язык невербального общения
Выражение лица (мимика)
Визуальный контакт
Интонация и тембр голоса
Позы и жесты
Межличностное пространство
Ответ на невербальное общение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

                               УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

  «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

       по учебной дисциплине: «Психология и этика деловых отношений »

       Специальность: 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ  и контроль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: Тарналицкая Елена Николаевна

                                                                        Шифр: 9855

                                                                      Группа:  60б

                                                      Адрес учащегося: г.Минск, ул. Берута 16-2-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                             2013

 

 

 

 

 

                                  

 

                              План

 

 

1.Воля как компонент характера

  • Понятие о воле
  • Волевые усилия
  • Волевые действия
  • Волевые качества

 

2.Невербальное общение

  • Язык невербального общения
  • Выражение лица (мимика)
  • Визуальный контакт
  • Интонация и тембр голоса
  • Позы и жесты
  • Межличностное пространство
  • Ответ на невербальное общение

 

   Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.Воля как компонент характера.

Воля – « …деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого, и часто наперекор , даже чувству само-сохранения » - писал И.М.Сеченов ,способность человека сознательно и произвольно контролировать свою деятельность и активно управлять ею. Это сознательное управление человеком своими действиями и поступками своей деятельностью и поведением, мыслями и переживаниями.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели ,преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия.

Преодоления препятствий требует сознательной рефлексии деятельности на разных уровнях:

- 1-й уровень – осознание субъектом  своих способов действий, своего состояния ,режима и направленности активности;

-2-й уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого преобразования способа деятельности.

Воля , как все психические явления- одна из форм отражения. Отражаемым  объектом в волевом процессе является объективная цель деятельности, но не сама по себе, а в отношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение цели.

Являясь важным компонентом психики ,воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих функций- побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью субъекта, когда он заставляет себя сделать что-либо, несмотря на препятствие. Не менее часто, благодаря воле, приходится удерживаться от выполнения действия или совершения поступка. В этом и заключается тормозная функция воли. Часто волевой тормоз не менее сложное действие, чем активизация деятельности.

Для возникновения волевого процесса необходимым условием является наличие преград, препятствий, трудностей. Препятствия могут быть:

-объективными (внешними),не зависящими  от субъекта деятельности(время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей).В  спорте это трудности, специфические  для конкретного вида спорта , одинаковые по своему характеру  и качеству для всех спортсменов, представителей этого вида спорта.

-субъективными (внутренними), основу  которых составляет личное отношение  человека к объективным особенностям (в спорте- отношение к его специфике, условиям проведения занятий, тренировок, соревнований).К этим препятствиям относятся отношения и установки субъекта, неблагоприятные эмоциональные состояния (усталость, лень, страх), неуверенность в своих силах, болезненное состояние и т. д.

Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.

Волевое усилие – это сознательное напряжение психических и физических возможностей человека с целью преодоления трудностей.

Существенными признаками любого волевого усилия являются:

-сознательный характер;

-наличие трудностей;

-ощущение внутреннего напряжения;

- направленность внимания на  выполняемое действие;

-напряжение мышц, в том числе  и мимических, не участвующих в выполняемом действии;

Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по длительности, так и по интенсивности, которая характеризует силу воли.

Волевые усилия могут применяться единично, а могут сопровождать деятельность. В последнем случае складывается волевая организация личности. Волевая регуляция, по мнению Е.П. Ильина, «является механизмом самомобилизации»

Волевая активность связана с мотивацией, определяется силой мотива. С.Л. Рубинштейн полагал, что «зачатки воли заключены уже в потребностях как в исходных побуждениях человека к действию».Произвольное действие, по А.Н.Леонтьеву, характеризуется тем, что содержание мотива и цели в нем не совпадают. Борьба мотивов и связанное с ней напряжение особенно обостряются тогда, когда приходится выбирать между доводами разума и чувством, между личными интересами и общественными В.А. Крутецкий отмечает, что истинно волевой человек – тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями.

Волевое действие (преднамеренное или произвольное)- это сознательно регулируемое действие, связанное с проявлением волевого усилия.

Волевые действия имеют свою структуру и могут реализовываться в простых и сложных формах. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «в простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее осознаваемую цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколь-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс»

Для сложного волевого действия характерно то, что ему «…предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить ,составление плана для его осуществления »- отметил С.Л.Рубинштейн, выделив четыре  этапа раскрытия волевого действия.

1.Возникновение побуждения и  предварительная постановка цели.

2. Стадии обсуждения и борьбы  мотивов.

3. Принятие решения.

4. Исполнение.

Каждое волевое действие начинается с сознания цели и появления стремления к его достижению. Под целью понимается предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого возможно удовлетворить ту или иную потребность .Потребность как отражение человеком нужды в чем-либо способствует возникновению различных вариантов возможностей своего удовлетворения. Еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели.

На втором этапе волевого действия оценивается ряд возможностей достижения цели и каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается теми или иными мотивами. Возникает некоторое количество мотивов. Нередко несовместимые мотивы вступают в противоречие друг с другом. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов. Это центральный этап волевого действия. (Так, например, студент, устав после тренировки, испытывает затруднение, выбирая между тем, что он должен готовиться к предстоящему экзамену и желанием отдохнуть, провести время с друзьями и т. д. Развертывается борьба мотивов, он испытывает напряжение.)

Особенно остро протекает борьба мотивов и принятие решений в конфликтных ситуациях, возникающих на переломных этапах жизни человека. Если преобладают мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной перед собой человеком, то это проявление безволия, а не воли. Образно говоря, безволие проявляется тогда, когда в оценках мотивов предпочтение отдается мотиву «хочется»(или «не хочется»), а не мотиву «надо».

В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения. Принять решение- значит отграничить одну потребность от другой и таким образом создать идеальный образ цели. После принятия решения , как правило , ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Однако принять его – не значит исполнить, поэтому выдвигается план действий. Осуществление принятого решения завершает волевое действие. Исполнение сопровождается ярко выраженным усилием. У волевого человека волевое действие длится всего лишь секунды, у менее волевого – минуты, а у безвольного гораздо дольше, потому что у него мотив «хочется» оказывается сильнее мотива «надо».

Таким образом, любое волевое действие осуществляется, как минимум, в четыре этапа. Однако общее, максимальное количество этапов выполнения действия практически определить трудно, так как многое здесь зависит от того, насколько быстро человеком будет достигнута намеченная цель.

Волевые качества детерминируют активность личности в различных сферах деятельности. «Воля  всегда проявляется в преодолении «не могу» и «не хочу» через «надо», означает повседневный труд в преодолении самого себя». Следовательно, формирование и проявление волевых качеств в любой сфере деятельности человека остается актуальным на протяжении всей его жизни, так как «… воля имеет свойство развития».Воля «выражается в произвольных действиях, направленных на достижение поставленных перед человеком или самим человеком цели»

Именно воля , сформированные волевые качества позволяют преодолевать возникающие трудности на пути достижения поставленных целей. Этот путь сложен и труден , и пройти его может лишь тот, у кого хватит физических и духовных сил. Во- первых , хорошая общая физическая подготовленность предопределяет хорошее состояние здоровья, высокий общий тонус центральной и вегетативной нервной системы, что весьма способствует успешному проявлению любых волевых действий. Во-вторых, хорошее развитие общих физических качеств способствует формированию уверенности в своих силах, а значит, выдержке и самообладанию, инициатив- ности и самостоятельности, смелости и решительности. В-третьих, чем разностороннее двигательный опыт человека, чем большим числом двигательных навыков он владеет, тем эффективнее его моторные акты на волевой основе. Волю можно определить как власть души над телом, но такая власть присуща только сильной воле, характеризуемой развитыми волевыми качествами.

«Волевой индекс» определяется нами (В.Л. Марищук, Л.В. Марищук, С.А.Гайдук) как интегративный показатель развитости волевых качеств личности, среди которых выделим:

1.Целеустремленность- как неуклонное стремление  к  достижению поставленной цели; способность отказаться, при необходимости, от решения относительно второстепенных задач.

2. Настойчивость и упорство- как активное стремление к достижению поставленной цели, несмотря на препятствия и трудности; проявление терпеливости в виде способности противостоять утомлению, дискомфорту.

3. Инициативность и самостоятельность  – как способность самостоятельно ставить цели, намечать пути их реализации, самому организовывать свою деятельность.

4. Решительность и смелость –  как склонность и способность  своевременно принимать без колебаний  достаточно обоснованные решения, брать на себя ответственность, идти на неизбежный риск. Смелость, а в свою очередь, предполагает способность подавлять защитные реакции самосохранения, возникающие при страхе, опасение за свое благополучие, безопасность.

5. Самообладание и выдержка –  как способность не теряться  в трудных и неожиданных обстоятельствах, сдерживать эмоциональные проявления, способность контролировать свое поведение.

Волевые качества функционируют не изолировано друг от друга, а как целостная динамическая система, звенья которой могут по-разному соотноситься между собой, образуя определенную структуру. А.Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия.

Б.Н.Смирнов дает следующее определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий». Е.П.Ильин, скорректировав предыдущее определение, считает, что волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющейся в конкретных специфических условиях, определяемым характером преодолеваемой трудности. Существует ряд определений сущности волевых качеств. Они дефинируются как проявление воли, как способность человека, как умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если волевые качества- это умение, тогда стоит научить человека и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

Волевые качества формируются в процессе деятельности, в повседневном преодолении трудностей. На формирование волевых качеств положительно влияют такие свойства личности, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, желание их достичь, твердые убеждения. Моральный компонент воли (идеалы, мировоззрение)- по мнению И.М. Сеченова – формируется в процессе воспитания. Но более важно самовоспитание волевых качеств, которое проходит в соответствии с программой самовоспитания. Так, например, воспитывая целеустремленность, следует придерживаться правила: «Поставил цель- иди к ней, в конце каждого дня подведи итоги ». В воспитании настойчивости и упорства: «Делай не то, что нравится, а то, что нужно, препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать». Для развития самостоятельности и инициативности: «Не полагайся только на преподавателя –тренера не жди, когда тебе скажут ».

Информация о работе Воля как компонент характера