Воля - специфическое качество человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же, есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Воля - специфическое качество человека.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Однако принять решение  не означает выполнить его. Иногда намерение  может быть не реализовано и начатое  дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения  в исполнение, может считаться  человеком с достаточно сильной  волей.

 Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. В строении волевых действий выделяют несколько этапов:

  • возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • обсуждение и борьба мотивов
  • принятие решения и окончательный выбор цели
  • исполнение и достижение результатов.

Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, служащему организации необходимо подготовить какой-либо пакет документов. Его интересует его работа, он намерен получить высокую заработную плату, и хочет, чтобы руководитель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую зарплату и престижный — имеют общую направленность, так что борьба между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно выполнить работу. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения сложного материала и для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность.

Так при большом интересе к своей работе человек равнодушен к тому, какую он получит зарплату. Или, например, возникает сильный  мотив вообще вне трудовой деятельности, допустим, посмотреть интересный фильм. Человек начинает взвешивать все  “за” и “против”, рассматривает  преимущества и негативные стороны  того или иного выбора. Этот этап в структуре волевого действия получил  название обсуждение и борьба мотивов. Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор.

Принятие волевого решения  в значительной мере опирается на убеждения субъекта, на понимание  им социальной значимости своего выбора. Этот процесс довольно сложный, неоднозначный  и противоречивый. Ученые, изучавшие  природу волевого действия, описали  психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л. С. Выготский видел  сущность данного процесса в овладении  человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А. Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации. Он приводил очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить прыжок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это [3]. Л. И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий. В. А. Иванников подчеркивал, что через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения и таким образом, достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все останавливал свой выбор на нем. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит. В. И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом должествования (“я должен”), который формируется у личности как особое личностное качество.

Чтобы волевые усилия оказывали  положительное влияние на эффективность  деятельности, она должна быть правильно  организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться  в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек  будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют высокая активность субъекта, высокий  тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых  усилий и уменьшают их влияние  на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается  человеком с точки зрения его  соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение  о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ  ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям [6]. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Формирование волевых  качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано  с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с  развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых  качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и  иллюстрациями того, как ведут  себя люди в сложных жизненных  ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается  преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно  значимых норм.

Все-таки, одних этих методов  неоспоримо мало для того, чтобы  человек смог перенести усваиваемые  правила и нормы поведения  в реальную жизнь. Нередко такое  усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с  детских лет нужно создавать  ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это  могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс  формирования воли длителен. Он основан  на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых  усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность.    Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач [4].

Нам легче осуществлять волевые  действия, используя ранее усвоенные  правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет  легче появиться без опоздания.

Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические  механизмы произвольных действий и  волевой активности. С подросткового  возраста человек сам начинает формировать  свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными  целями. Этот процесс происходит в  течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и  слабых сторон, критическом анализе  своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения  собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил  ее значение: “Воля представляет собой  венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

Приемы для самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий:

1. Начинать воспитание  воли следует с приобретения  привычки преодолевать сравнительно  незначительные трудности. Систематически  преодолевая сначала небольшие  трудности, а со временем и  значительные, человек тренирует  и закаляет свою волю. Необходимо  каждое препятствие рассматривать  как “невзятую крепость” и  делать все возможное, чтобы  преодолеть его, “взять” эту  “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой  волей, постоянно приучали себя  совершать волевые поступки в  повседневной жизни и поэтому  оказались в состоянии совершить  исключительные подвиги в боевой  и трудовой деятельности.

2. Преодоление трудностей  и препятствий совершается для  достижения определенных целей.  Чем значительнее цель, чем выше  уровень волевых мотивов, тем  большие трудности способен преодолеть  человек. Важно, чтобы человек  среди повседневных дел никогда  не утрачивал дальней перспективы,  не терял из виду конечных  целей деятельности. Поэтому необходимым  условием воспитания воли является  формирование высших мотивов  деятельности — моральных принципов  и убеждений. Особо важное значение  приобретает в этой связи воспитание  общественных потребностей, сознательности  и чувства долга.

3. Принятое решение должно  быть исполнено. Всякий раз,  когда решение принимается, но  исполнение снова и снова откладывается,  воля человека дезорганизуется.  Систематическое невыполнение принятых  решений размагничивает человеческую  волю. Но, принимая решение, необходимо  учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если  человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма  важно видеть этапы достижения  этой цели, намечать ближайшие  перспективы, разрешать частные  задачи, в итоге которых будут  созданы условия для достижения  конечной цели.

К числу важнейших условий  формирования воли человека относится  строгое соблюдение режима дня, правильного  распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют  организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой  человек—хозяин своего времени. Разумно  организуя свою деятель ность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется  собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с  разбросанностью, безалаберностью  в труде и быту.

Одним из существенных условий  закалки воли человека являются систематические  занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой  является подлинной тренировкой  не только мышц человека, но и его  воли [4].

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия  соответствующих навыков как  условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то,  но нужно уметь это делать. Таким  образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших  условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств  происходит при постоянном общении  человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воля, как сознательная саморганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

 У разных людей эта  власть обладает разной степенью  выраженности. Обыденное сознание  фиксирует огромный спектр индивидуальных  особенностей воли, различающихся  по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе  как сила, а на другом как  слабость воли

Воля - это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности.             

Чтобы развивать волевые  качества, личности необходимо ставить  перед собой значимые для неё  цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий  преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить'' его волю.

Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность  за собственное поведение.

                   

 

                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
  2. Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. - М., 1994.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
  4. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1987.
  5. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 1990.
  6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е издание. - М.: Политиздат, 1980.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
  8. Цукерман Т.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс 1995. 

 

            

 

 


Информация о работе Воля - специфическое качество человека