Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:04, реферат

Краткое описание

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Вложенные файлы: 1 файл

Воображение.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)
  • ВВЕДЕНИЕ 

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что  воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  поныть и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения  остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти  ничего не известно именно о механизме  воображения, в том числе о  его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу  человека локализовано воображение, с  работой каких известных нам  нервных структур оно связано, сегодня  еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо  меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования  операций замещения реальных предметов  воображаемыми и воссоздающего  воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные  образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

 

  • ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение способно функционировать  на разных уровнях, но их различие определяется в основном активностью человека.

По степени активности различают  воображение активное и пассивное

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов , соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли человека. Оно характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь.

Преднамеренное пассивное  воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению.

Непреднамеренное пассивное  воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания , при его расстройствах, в полудремотном состоянии, в сне.

Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Воображение может выражаться так  же в следующих видах:

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществлённая человеческая мечта.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим  состоянием, которое представляет собой  фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

 

 

 

 

 

  • ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому  люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая  информация, когда он не решает никаких  проблем. Именно в это время и  начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию  не в состоянии прекратить поток  мыслей, остановить воображение. В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек  может управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела и т.п. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого  для саморегуляции.

Воображение является основным двигателем прогресса и, как было сказано выше, все окружающие нас предметы, созданные руками человека, в прошлом являлись плодом чьего-то воображения. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

 

 

  • ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Роль воображения  в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми  психическими процессами, в том числе  и с воображением. Степень развития воображения и его особенности  имеют для творчества не меньшее  значение, чем, скажем, степень развития мышления.

 Психология  творчества проявляется во всех  его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном  и т. д. Какие факторы определяют  возможность творчества конкретного  человека? Возможность творчества  в значительной степени обеспечивается  имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими  способностями, и стимулируется  целеустремленностью человека. Важнейшим  условиям творчества является  наличие определенных переживаний,  которые создают эмоциональный  тон творческой деятельности.

 Проблема  творчества всегда была интересна  не только для психологов. Вопрос  о том, что позволяет одному  человеку творить, а другого  лишает этой возможности, волновал  умы известных ученых. Долгое  время господствовал взгляд о  невозможности алгоритмизации и  обучения творческому процессу, что было обосновано известным  французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

 Так, английский  ученый Г. Уоллес предпринял  попытку исследовать творческий  процесс. В результате ему удалось  выделить четыре стадии процесса  творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся  к данной проблеме, добывание  недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого  результата).

4. Проверка.

 Другой  ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

 Правильное  решение задач третьего уровня  скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект  должен быть серьезно изменен.  Приемы решения задач этого  уровня приходится искать в  смежных областях знаний. При  решении задач четвертого уровня  совершенствуемый объект меняется  полностью. Поиск решений ведется,  как правило, в сфере науки,  среди редко встречающихся эффектов  и явлений. На пятом уровне  решение задач достигается изменением  всей системы, в которую входит  совершенствуемый объект. Здесь  число проб и ошибок возрастает  многократно, а средства решения  задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

 По мнению  Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

 Таким  образом, несмотря на кажущуюся  легкость, произвольность, непредсказуемость  возникающих образов, творческое  преобразование действительности  в воображении подчиняется своим  законам и осуществляется определенными  способами. Новые представления  возникают на основе того, что  уже было в сознании, благодаря  операциям анализа и синтеза.  В конечном счете, процессы  воображения состоят в мысленном  разложении исходных представлений  на составные части (анализ) и  последующем их соединении в  новых сочетаниях (синтез), т. е.  носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс  опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать  воображение. В творческих видах  труда - наука, литература, искусство, инженерия  и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем  специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием  воли научиться расслаблять отдельные  группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру  тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Информация о работе Воображение