Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:11, реферат
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Формирование критичности мышления
(«Так бывает или нет?») тоже вносит свой
вклад в развитие воображения, определяя
критическое отношение и к образам своей
фантазии. Руководство воображением требует
от взрослого создания проблемных ситуаций,
которые не имеют однозначного решения
и ситуаций, когда средства решения не
определены. Е.Е. Кравцова показала, как
меняется позиция взрослого в общении
с ребенком в целях развития воображения.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно
занять позицию незнающего, неумелого,
чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку
расшатать шаблоны, показать, что одна
и та же задача может решаться по-разному.
В 4-5 лет стимулом является соревнование
со сверстниками, которым руководит взрослый:
«Кто придумает интереснее?», «Кто придумает
иначе, чем у товарища?» А для старшего
дошкольника следует создать такие условия,
чтобы он сам встал в обучающую позицию,
особенно в отношении младших детей, рассказывая
им сказки, показывая инсценировки, организуя
игры.
Важно помнить, что главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
Информация о работе Воображение и его особенности в дошкольном возрасте