Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:13, контрольная работа
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. В образах перед человеком может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Поэтому, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного.
1. Природа воображения, виды воображения.
2.Возможности развития воображения.
3.Роль воображения в инженерном творчестве.
Список литературы………………………………………………………16
Содержание:
Список литературы…………………………………
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. В образах перед человеком может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Поэтому, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения.
Люди, как существа действенные не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир и творить что-то новое. [5]
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (психологи Ф.Кейра, А.Селли, П.П.Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой – образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью, бесспорно, существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. [9]
Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения – их преобразовать.
Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанным установкой на воспроизведение.
Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключена часть фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. [6]
Иногда воображение создает фантастическую картину, не имеющую ничего общего с действительностью. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
В практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания, так сказывается она и в преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.
Воображение, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается определенная способность, по мере того как воображение создается в какой-нибудь конкретной творческой деятельности. Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности. [6]
Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем-то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека.
Воображение основано на умении замечать свойства предметов и переносить их с одного предмета на другой, образуя новые сочетания этих свойств. Даже самые фантастические образы возникают в результате необычного сочетания известных качеств реальных предметов. Воображение не рождается на пустом месте, следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлом информации, и ее творческой переработки. Именно эта информация и является природой воображения. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Можно выделить несколько видов воображения, основные из которых:
Воссоздающее воображение – когда происходит формирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать, предвидеть результаты своих действий, будущие события, и т. д. Это воображение ориентировано вдаль.
Творческое воображение –когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в оригинальные продукты деятельности.
Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипноз, фантазия в сновидениях). Оно подчинено внутренним, субъективным факторам. Сюда относят следующие виды:
Как и многие другие свойства человека, воображение развивалось и совершенствовалось в процессе труда. Будь человек бездеятелен, и воображение у него было бы крайне скудным. Воображение служит удовлетворению многообразных и сложных человеческих потребностей; они-то и вызывают в сознании образы того, что необходимо человеку. Топор был придуман потому, что он был нужен для охоты, добывания дров, для строительства жилищ.
Богатое воображение возможно не только у изобретателей и сказочников, без него не обойтись и читателям сказок, даже самым маленьким. Правда, это различные виды воображения. Изобретатель создает то, чего еще никогда не было до него, впервые по-новому соединяет свойства различных предметов. Это творческое воображение. Оно начинает действовать в результате большой внутренней сосредоточенности, постоянной направленности мысли на решение поставленной задачи. В процессе работы творческого воображения у изобретателя или ученого, как правило, возникает несколько вариантов решения задачи, и бывает трудно выбрать из них наилучший, а порой и единственный путь, который может привести к успеху. Наличие нескольких решений, которые как бы вступают в борьбу между собой, рождает внутренний конфликт. Он делает творчество временами мучительным и заставляет человека напрягать все силы. Как видите, путь к творческим достижениям очень и очень труден. Вы же, читая описание изобретения, должны представить себе нечто уже существующее, хотя, может быть, никогда и невиданное вами. Это тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. [8]
Перед вамп задача — расшифровать значение слов, увидеть внутренним взором то, что за ними стоит. Сами слова ни о чем не могут рассказать, если они не вызывают в сознании определенных образов. И вот, оперируя этими образами, вы воспроизводите в сжатом виде тот путь, которым шел изобретатель, а, в конце концов, и полученный им результат. Такое воображение называется репродуктивным, т. е. воспроизводящим. Репродуктивное воображение служит нам даже в самых простых делах. Без его помощи и пол в комнате не подметешь, и посуды не вымоешь.
Творческое воображение может проявляться в любой области человеческой деятельности, а не только в профессиях, называемых творческими. Поэтому совершенно правильно говорят, что есть не творческие профессии, а люди, творчески относящиеся к труду.
Стремление быть полезным людям, найти способы делать свое дело лучше, увидеть в нем больше, чем видели до тебя, умение использовать свои наблюдения и опыт, преодолевать трудности — это и есть творчество. В то же время надо помнить, что в зависимости от характера деятельности творческое воображение выступает в различных формах.
Существует довольно много общего в работе ученого, изобретателя, художника. Для каждого из них творчество начинается с зарождения замысла. Изобретатель или рационализатор на производстве, прежде всего, конечно, знает, для каких целей будет служить его изобретение. Он ясно представляет себе круг операций, которые предстоит выполнять проектируемому станку или автомату. Вообще главная особенность творческого воображения изобретателя — это способность воплотить замысел в конкретный, продуманный до мелочей образ. В своей работе изобретатель вынужден учитывать и те специфические условия, в которых будет действовать создаваемый механизм.
С помощью воображения
человек может управлять
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.
Нужно учиться мечтать. Мечта — это особый вид воображения, направленного в будущее, точнее говоря, формирование образов желаемого будущего. Это разновидность творческого воображения. Мечтая, рисуя картины будущего, человек в той или иной степени становится художником.
Мечты зарождаются под влиянием различных обстоятельств. В одних случаях они формируются в связи с интересами, любовью к какому-то делу. Вполне естественно, что мальчик, увлекшийся авиамоделизмом, мечтает строить настоящие самолеты. Бывает и так, что мечта о профессии связана с впечатлениями чисто внешними. Обычно это свойственно маленьким детям. В те времена, когда пожарным полагались по форме красивые, блестящие каски, тысячи мальчишек мечтали стать пожарными. Но исчезли каски — и число желающих посвятить свою жизнь тушению пожаров заметно сократилось. этот шутливый пример приведен только для того, чтобы показать, что не все мечты можно характеризовать как глубокие стремления. Растет человек, ширится круг его интересов, меняются и углубляются его мечты, от чего-то он обязательно отказывается, что-то, наоборот, становится еще более желанным. [5]