Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:58, доклад
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.
Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Музыкант, исполняя в 199-й раз "Подмосковные вечера" не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. Интересно, что в древнегреческом языке словом "технология" обозначали как раз искусство, то есть вершину мастерства.
«Воображение и творчество»
Выполнил: Фунтиков Роман
Мат.фак. I курс, 1 группа
Роль воображения в
творческом процессе трудно
Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Музыкант, исполняя в 199-й раз "Подмосковные вечера" не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. Интересно, что в древнегреческом языке словом "технология" обозначали как раз искусство, то есть вершину мастерства.
Творчество это вид
деятельности. Внешний наблюдатель
не всегда может определить - занимается
ли наблюдаемый творчеством
Творчество возможно во всех
сферах жизнедеятельности человека. Другое
дело, что в одних видах деятельности заниматься
творчеством проще, чем в других. Чтобы,
например, решить математическую задачу
нестандартно, не по учебнику, надо обладать
высокими способностями. А чтобы нарисовать
новую картину, достаточно взять в руки
кисточку и краску, а потом нарисовать
что угодно.
Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:
- изобретательское,
- техническое,
- научное,
- литературное,
- художественное,
- артистическое,
- музыкальное,
- политическое,
- военное и т.д.
В каждом из указанных
видов творчества видна и
Офицер - на поле боя или во время учений - тоже не является простым исполнителем: перед ним ставится конкретная задача, а выбор средств остается за ним; умение представить у себя в голове сложившуюся ситуацию на поле боя, прикинуть возможные варианты продолжения боя - дорогого стоит. Только в не очень умных фильмах показывают, что командиры выигрывают бой лишь на одном боевому духе и эмоциональном подъеме себя и солдат. Реальные успешные командиры, как это показывает опыт многочисленных войн, выигрывают бои и сражения в силу ряда факторов, среди которых не на последнем месте и творческие способности командира, в том числе воображение и мышление.
Творчество - очень многогранный
процесс. На него большое влияние
оказывает не только воображение и мышление,
но в том числе и эмоции, воля, восприятие.
В данной статье, однако, мы сконцентрируемся
на связи творчества с воображением.
Проблема творчества всегда
была интересна не только для психологов.
Вопрос о том, что позволяет одному человеку
творить, а другого лишает этой возможности,
волновал умы уже давно. Долгое время господствовало
представление о том, что невозможно алгоритмизировать
творческий процесс, и соответственно
обучить ему. Данное положение обосновал
известный французский психолог Т. Рибо.
Он писал: «Что касается до "методов
изобретения", по поводу которых было
написано много ученых рассуждений, то
их на самом деле не существует, так как
в противном случае можно было бы фабриковать
изобретателей подобно тому, как фабрикуют
теперь механиков и часовых дел мастеров».
Постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. Дело в том, что не бывает так, что каждый в отдельности творческий процесс полностью уникален. Если художник на протяжении своей жизни нарисовал, скажем, двадцать картин-шедевров, каждая из которых признается уникальным, самобытным творением, это не значит, что эти двадцать процессов, предшествующих появлению картин, были уникальны. Очевидно, что в них общее, и этого общего, весьма вероятно, больше, чем частного. То же можно сказать и про нескольких художников: наверняка в их творчестве есть общие моменты. Да, невозможно, очевидно, полностью формализовать процесс творчества, однако "методы творчества" все равно существуют.
Постепенно в науке
на первое место вышла
Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):
1. Задачи первого уровня
решаются применением средств, прямо
предназначенных для этих
2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.
4. На четвертом уровне
совершенствуемый объект
5. На пятом уровне решение
задач достигается изменением
всей системы, в которую входит
совершенствуемый объект. Здесь
число проб и ошибок
Соответственно этим уровням
меняется и нагрузка на воображение. Решая
задачи первого уровня, воображение можно
вообще не напрягать. На пятом же уровне
могут потребоваться десятилетия размышлений
и воображения.
Что характерно, не всегда априори
известно, с какого уровнем задачей мы
столкнулись. Задача может оказаться значительно
сложнее, чем показалось на первый взгляд.
Справедливо и обратное. Альтшуллера считал,
что одним из важных приемов решения творческих
задач является перевод их с высших уровней
на низшие. Например, если задачи четвертого
или пятого уровня посредством специальных
приемов перевести на первый или второй
уровень, то далее сработает обычный перебор
вариантов.
Один из способов как это сделать - просто разбить проблему, если это возможно, на ряд частных проблем. Этот способ в науке получил название декомпозиции. Иногда декомпозиция может даже усложнить решение задачи, потому что решение отдельных задач может потребовать больших ресурсов, однако она позволяет обрести уверенность в том, что проблема все же решится. И, разумеется, декомпозиция тоже требует значительной работы воображения.
В целом процесс творчества состоит из большой цепочки анализа и синтеза: структуры разбиваются на части, части потом опять собираются в структуры. Анализ и синтез требует активной работы мышления, но и воображения тоже, поскольку здесь воображение выступает предметной опорой для мышления.
Список литературы: