Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:42, реферат
Вопрос о присутствии у человека воображения, творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить. Воображение и творчество являются производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области.
Введение…………………………………………………………………………………………………....2
Психология творчества
Воображение…………………………………………………………………………………...3
Предрасположенность к творчеству……………………………………………...4
Художественное творчество………………………………………………….………..6
Принципы интерпретации творчества………………………………………..…...8
Потребность личности в самореализации.......................................10
Заключение……………………………………………………………………………………..…………12
Список литературы……………………………………………………………………………..…….14
Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л. Н. Толстой писал по поводу “Войны и мира”: “Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 – ужасно трудно”.
Особенно плодотворен
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.
2. Принципы интерпретации творчества
Творчество является атрибутом
человеческой деятельности, её “необходимое,
существенное, неотъемлемое свойство”.
Оно предопределило возникновение
человека и человеческого общества,
лежит в основе дальнейшего прогресса
материального и духовного
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.
Возникающее в творческом процессе
взаимодействие между различными качественными
уровнями культуры выдвигает вопрос
о взаимосвязи традиции и новаторства,
ибо нельзя понять природу и сущность
новаторства в науке, искусстве,
технике, правильно объяснить характер
инноваций в культуре, языке, в
различных формах социальной деятельности
вне связи с диалектикой
3. Потребность личности в самореализации.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним из первых,
кто попытался увидеть в
Человек, отмечает Фрейд, отличается
от животного тем, что он стремится
выйти за пределы непосредственных
утилитарных запросов, хочет знать
не только то, что необходимо ему
для выживания, но и стремится
познать смысл жизни и сущность
своего “Я”. Эта самореализация достигается
индивидом с помощью
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием “второй человеческой природе”, которая включает в себя:
а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы.
Благодаря этому человек стал “общественным животным”. Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Заключение.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Воображение и творчество является
атрибутом человеческой деятельности
– это исторически эволюционная
форма активности людей, выражающаяся
в различных видах деятельности
и ведущая к развитию личности.
Главный критерий духовного развития
человека – это овладение полным
и полноценным процессом
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.
Не обязательно чтобы все
члены общества писали стихи или
пели песни, были свободными художниками
или играли роль в театре. Тот
вид деятельности, в котором лучше
всего, свободнее всего проявляется
творческий подход, и тот объём, в
каком человек может его
Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.
Список использованной литературы.
1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. – 1967. - № 11.
2. Галин А. Л. Личность и творчество. – Новосибирск, «Прогресс», 1999.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003.
4. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., Наука, 1960. - Т. 1
5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., Наука, 1999.
6. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 2001.
7. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, «Диля», 1999.
8. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.