Воображения и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности………………………………………………………………….…..5
2.Виды воображения………………………………………………………………..……..7
3.Индивидуальные особенности воображения и его развитие………………………………………………………………….….……..9
4.Воображение и творчество………………………………………………………...………….…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список Используемой Литературы ………………….………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

псохология воображение и творчество.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

      Следует отметить, что человек не рождается с  развитым воображением. Развитие  воображение осуществляется в  ходе онтогенеза человека и  требует накопления известного  запаса представлений, которые в  дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной в единице с мышлением, памятью, волью и чувствами.

     Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны  с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора года не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствствием слушают рассказы, о том что сами пережили. В этом явлении достаточно явно выражена связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказы о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет, о чем идет речь.

    Важный этап в развитии  воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить  в воображение не только конкретные  образы, но и более отчетливые  представления и понятия. Более  того, позволяет ребенку перейти  от выражений образов воображений в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

    Этап овладения речи  сопровождается увеличением практического  опыта и развитием внимания, что  позволяет ребенку легче выделять  отдельные части предмета, которые  он воспринимает уже как самостоятельные  и которыми все чаще оперирует  в своем воображении. Из-за отсутствия  достаточного опыта и недостаточной  критичности мышления ребенок  не может создать образ, близкий  к реальной действительности. Чаще  всего образы воображения формируются  у ребенка данного возраста  непроизвольно, в соответствии с  ситуацией, в которой он находится.

   Другой важнейший сдвиг  в воображении происходит в  школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующие развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника 

 

4.Воображение и творчество 

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

   Психология творчества проявляется  во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества определенного человека?  Возможность творчества в значительной степени обеспечиваются имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируются целеустремлённостью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

      Проблема творчества всегда была  интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновало умы известных ученых. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, к творчеству можно развить. 

       Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В рез-те ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

  1. Подготовка (зарождение идеи)
  2. Созревание ( концентрация, «стягивания» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение ( интуитивное схватывание искомого результата)
  4. Проверка

   Другой ученый – Г. С. Альтшулер  разработал целую теорию  решения творческих задач. Задачи  первого уровня решаются применением  ср-в, прямо предназначенных для  этих целей. Здесь требуются мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения  объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отросли знаний

    Правильное решение третьего  уровня скрыто среди сотен  неправильных, так как совершенствуемый  объект должен быть серьезно  изменен. Приемы решения задач  этого уровня приходится в смежных областях знаний. При решении четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решения ведется, ведется как правило, в сфере науки, среди встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствующий объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностями сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

    По мнению Альтшулера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее срабатывает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая трудную задачу в легкую.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

У разных людей воображение, далее, появляется по преимуществу в различных областях - у одного в одной, у другого в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности - интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным - у одних в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой - то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по - своему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей  психологии». Москва ЗАО Издательский дом «Питер».2013г. стр.295- 308.

2. П.А. Рудик «Психология» Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 2012г. стр.64 -65.

3.А.Г.  Маклаков «Общая психология» Издательский дом «Питер» 2010

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009

5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воображения и творчество