Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:26, контрольная работа
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение
Введение……………………………………………………………………….….3
1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности………………………………………………………………….…..5
2.Виды воображения………………………………………………………………..……..7
3.Индивидуальные особенности воображения и его развитие………………………………………………………………….….……..9
4.Воображение и творчество………………………………………………………...………….…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список Используемой Литературы ………………….………………………..14
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображение осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной в единице с мышлением, памятью, волью и чувствами.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора года не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствствием слушают рассказы, о том что сами пережили. В этом явлении достаточно явно выражена связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказы о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет, о чем идет речь.
Важный этап в развитии
воображения связан с тем
Этап овладения речи
сопровождается увеличением
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующие развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника
4.Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновало умы известных ученых. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, к творчеству можно развить.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В рез-те ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
Другой ученый – Г. С.
Альтшулер разработал целую теорию
решения творческих задач. Задачи
первого уровня решаются
Правильное решение третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится в смежных областях знаний. При решении четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решения ведется, ведется как правило, в сфере науки, среди встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствующий объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностями сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
По мнению Альтшулера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее срабатывает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая трудную задачу в легкую.
Заключение
У разных людей воображение, далее, появляется по преимуществу в различных областях - у одного в одной, у другого в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности - интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным - у одних в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой - то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по - своему.
Список использованной литературы
1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии». Москва ЗАО Издательский дом «Питер».2013г. стр.295- 308.
2. П.А. Рудик «Психология» Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 2012г. стр.64 -65.
3.А.Г. Маклаков «Общая психология» Издательский дом «Питер» 2010
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2009
5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2009.