Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:02, контрольная работа
Проблема реального «массового сознания» и его особого носителя, «массового человека», возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже XVIII — XIX веков. До XVIII века включительно господствовали концепции, согласно которым общество представляет собой скопление автономных индивидов, действующих самостоятельно, руководствуясь собственным разумом и чувствами.
Введение. 3
Понятие «толпы». Психология масс. 6
Значение и влияние гипноза. 9
Личность вождя. 11
Заключение. 13
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра СМК
Вопросы психологии внушения в работе
С. Московичи «Век
толп».
Специальность 030602 «Связи с общественностью»
Реферат студентки 3-го курса заочной формы обучения
Группа
ОТЗ-845а
Преподаватель
Новосибирск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема реального «массового сознания» и его особого носителя, «массового человека», возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже XVIII — XIX веков. До XVIII века включительно господствовали концепции, согласно которым общество представляет собой скопление автономных индивидов, действующих самостоятельно, руководствуясь собственным разумом и чувствами.
В современном мире проблема массового сознания приобретает особое значение. Этому способствуют новое информационное общество и ускоренные темпы процессов глобализации. Жизнь людей в обществе предполагает огромное количество межличностных контактов, возникает необходимость в нормах, регламентирующих эти контакты и уберегающих членов от неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в результате межличностного общения.
Кроме
того, проблема массового сознания
давно стала предметом
Часто этот интерес ограничивается манипуляцией индивидуальным и массовым сознанием в политических и экономических целях, и носит ярко выраженное эгоистическое направление.
В литературе достаточно мало крупных работ, где специально рассматривалась бы психология массового сознания.
Монография Сержа Московичи "Век толп", изданная в Париже в 1981 г, как раз одна из немногочисленных работ, где собрано и проанализировано много материала исследований в этой области в разное время. В книге подробно рассматриваются психологические теории толпы Г. Лебона, Г.Тарда, 3. Фрейда и др.
Бесспорная
заслуга С.Московичи в том, что ему удаётся
включить в предмет науки столь большую
часть социальной реальности, которую
раньше не воспринимали в серьёз. Огромный
шаг в развитии психологии и социологии.
По мнению С.Московичи, не достаточно придаётся значение различию между индивидуальной психологией и психологией коллективной. Автор обращает внимание читателей на сложившийся в наше время парадокс: ученые все дальше и дальше разрабатывают психологию индивида, но, однако, в мире творится и используется на практике как раз психология масс. Московичи даже склонен утверждать, что мы сегодня присутствуем при глобализации масс, при создании массы мирового масштаба.
В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, случайное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов.
Особенно большое внимание Московичи уделяет трудам Ле Бона. На передний план выступают здесь следующие высказывания: массы представляют собой социальный феномен (ср. общественный); индивиды растворяются в массе под влиянием внушения; гипноз (гипнотическое внушение) понимается как модель поведения вождя масс.
Московичи выводит на рассмотрение такой факт, люди ведут себя абсолютно разумно и адекватно, находясь отдельно друг от друга, и абсолютно ведут себя безнравственно, когда собираются вместе. Уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов.
Это подчеркивает двойной аспект одного и того же упрямого и фундаментального факта: взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства.
Всякий раз, когда люди собираются вместе, в них скоро начинает обрисовываться и просматриваться толпа. Они перемешиваются между собой, преображаются. Они приобретают некоторую общую сущность, которая подавляет их собственное внутреннее «Я»; им внушается коллективная воля, которая заставляет умолкнуть их личную волю. И это давление представляет собой реальную угрозу. Можно выделить такие свойства толпы, как: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувственность и т.п.
Разные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть великодушными или свирепыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. Московичи сравнивает толпу с неукротимой силой, сорвавшемся с цепи животным, которое, повинуясь лишь своим импульсам готово свернуть горы на своём пути. Возбудители, действующие на толпу, могут быть весьма разнообразными. Отсюда вытекает чрезвычайная изменчивость толп. Они могут внезапно перейти от самой кровожадной жестокости к великодушию и высказать даже при случае самый абсолютный героизм.
В цивилизованном обществе, утверждает психология толп, массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культов богов. Вместо того, чтобы уменьшаться в процессе развития цивилизации, ее роль возрастает и укрепляется. Вытесненная из экономики наукой и техникой, иррациональность сосредотачивается на власти и становится ее стержнем. Это явление нарастает: чем меньше времени люди посвящают заботам об общественном благе, тем меньше у них возможностей противостоять коллективному прессингу. Разум каждого отступает перед страстями всех. Он оказывается бессильным господствовать над ними, поскольку эпидемию невозможно остановить по своей воле.
Перечислим некоторые особенно значительные идеи психологии толпы, в частности следующие:
1. Толпа
в психологическом смысле
2. Индивид действует, как и масса, но первый - сознательно, а вторая - неосознанно. Поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.
3. Толпы
консервативны, несмотря на их
революционный образ действий. Они
всегда кончают
4. Массы,
каковы бы ни были их культура,
доктрина или социальное
5. Пропаганда (или коммуникация) имеет иррациональную основу, коллективные убеждения и инструмент - внушение на небольшом расстоянии или на отдалении. Большая часть наших действий является следствием убеждений. Критический ум, отсутствие убежденности и страсти являются двумя препятствиями к действию. Внушение может их преодолеть, именно поэтому пропаганда, адресованная массам должна использовать язык аллегорий - энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками.
6. Политика,
целью которой является
Эти важнейшие идеи выражают определенное представление о человеческой природе. В человеческой массе стираются различия между людьми, а сознательная деятельность каждого заменяется бессознательной деятельностью толпы.
Впервые об отношениях гипноза и толпы заговорил опять же Ле Бон. Он полагает, что психологические превращения индивида, включенного в группу, во всех отношениях подобны тем, которым он подвергается в гипнозе.
Гипноз для психологии толп является основной моделью социальных действий и реакций. Вождь же - центр, от него исходят главные импульсы, побуждающие к действиям, создающие образы. Эти импульсы распространяются всё дальше и дальше, продвигая идею, и прочно укрепляя её в сознании толпы.
Процесс внушения развивается, таким образом, уже сам собой, активизируемый лидерами второго ряда, ускоряемый средствами массовой информации.
“Именно идея, — утверждает Бернгейм, — и представляет собой гипноз; именно психическое, а не физическое воздействие, не влияние флюидов обусловливает это состояние”.
Гипноз в большом масштабе требует инсценирования. «Театр» помогает создавать образы, глубоко и прочно усваиваемые мозгом. Несомненно, вдохновленный иезуитами и, например, Французской революцией, Ле Бон превозносит театральные приемы в политической сфере. Именно в них он видит модель общественных отношений, разумеется драматизированных, и
своего рода плацдарм для их изучения.
Гипнотический театр – одно из свойств, которое отличает психологию масс. Его орудие - внушение, и если нужно добиться определённого эффекта, то нужны определённые правила. "Ничто в большей степени не поражает воображение народа, чем театральная пьеса. Весь зал одновременно переживает одни и те же эмоции, и если они тотчас не переходят в действие, это потому, что даже самый несознательный зритель не может не понимать, что он является жертвой иллюзий и что он смеялся и плакал над воображаемыми перипетиями. Однако порой чувства, внушенные образами, бывают достаточно сильны, чтобы, как и обычные внушения, иметь тенденцию воплотиться в действия".[2.стр.88]
Трудно обсуждать последствия этой модели гипноза в интеллектуальном и практическом плане, настолько неоригинальными они стали. Более того, эти вещи не стесняются обсуждать, даже если продолжают думать и действовать в том же духе.
В результате
фигура оратора плавно заменяется на
гипнотизера, красноречие становится
внушением, а искусство дебатов - пропагандой.
Вместо того, чтобы убеждать массы, их
возбуждают театром, их держат в узде с
помощью организации и завоевывают средствами
прессы или радио. По правде говоря, пропаганда,
подводящая итог этому изменению порядка
вещей, перестает быть средством коммуникации,
усиленным приемом риторики. Она становится
технологией, позволяющей нечто внушать
людям и гипнотизировать их в массовом
масштабе. Становится понятным, почему
без нее нельзя обойтись и по чему она
так чудовищно действенна. Бесконечные
образы, сопровождающие толпу оказывают
постоянное влияние и гипнотическое действие,
эта технология нечто новое, способное
управлять массами в нужном для вождя
направлении.
Разрыв социальных связей, быстрота передачи информации, беспрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Это явление приобретает невиданный прежде размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна. Именно поэтому в цивилизациях, где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования так же, как и чувство "Я". Он ощущает себя чуждым в скоплении других людей, с которыми он вступает лишь в механические и безличные отношения. Отсюда и неуверенность, и тревога у каждого человека, чувствующего себя игрушкой враждебных и неведомых сил. Отсюда же его поиск идеала или веры, его потребность в каком-то образце, который бы ему позволил восстановить ту целостность, которой он жаждет. Эта, по выражению Фрейда, "психологическая нищета масс" достигает всемирных масштабов. Она и составляет фон, на котором авторитетные, или харизматические, вожди (более подробный разговор о которых пойдет позднее) обладая призванием объединять, заново творят мощные общественные связи. Они предлагают образец и идеал, ответ на множество вопросов, беспокоящих каждого. Ради этого люди и собираются в толпы вокруг столь необходимого им вождя. Давая каждому человеку ощущение личной связи, вынуждая его разделять общую идею, одно и то же мировоззрение, лидер предлагает ему своего рода видимость непосредственной связи человека с человеком.
Информация о работе Вопросы психологии внушения в работе С. Московичи «Век толп»