Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:06, реферат
Вниманием называется избирательного процесс сосредото-
чения сознания на и предметах явлениях внешнего мира, образах, дейс-
твиях, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания.
ной деятельности и на фоне устойчивости его на протяжении
всей игры, т. в особо сложной ситуации. е. Иная ситуация,
скажем, при от переходе урока физической культуры в к
уроку шкале математики.
Не следует смешивать переключение с внимания о т в л е е
ч - и и е м, которое выражается в непроизвольном переносе
сосредоточенности сознания на что-то другое в либо снижении
интенсивности сосредоточенности. Но для некоторых учеников здесь переключение
внимания оказывается даже более трудным, чем в рамках
одной игровой деятельности. Это проявляется в кратков-
ременных колебаниях внимания.
Отвлечение внимания еще ярче при выражено восприятии
конкурирующих изображений (рис. особенно Они заметны при сос-
редоточении на пороговой раздражителях силы (скажем, на ти-
кании наручных часов - оно то слышится более, то менее от-
четливо). 4. Если поставить задачу
смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение
часто будет сменяться вазы.). видением Такие отвлечения длятся
мгновения.
Ими могут невыработанная быть устойчивость внимания, сниже-
ние к интереса работе, утомление (особенно при монотонном
характере) ее и др.
Истинное отвлечение является следствием многих причин. Противодействовать отвлечению могут в краткие
перерывы работе, физкультпаузы и др.
Способность распределять имеет внимание важное значение
для любого учителя спортивного и тренера.
Р а с п р д е е л е н е и внимания - свойство, благода-
ря возможно которому выполнение двух или более (ви-
дов действий деятельности) одновременно, но только том в случае, ког-
да одни действия для привычны человека и осуществляются хотя
и контролем под сознания, но в значительной автоматизи-
рованно. мере Умение рассказы-
вать (показывать) содержание учебного и материала в то же
время наблюдать действиями, за поведением занимающихся - од-
но основных из педагогических умений.
Свойства внимания проявляются в от зависимости условий
и требований деятельности раздельно либо (например, при ра-
боте микроскопом с необходима только концентрация внимания
на фоне его устойчивости), в либо различных сочетаниях. Эта способность главным воспи-
тывается образом в процессе накопления в опыта опре-
деленном виде деятельности. такие Но
есть виды деятельности, в нужны которых все свойства
внимания. концентрация Его имеет естественные спады по игры. ходу Например, у вратаря хоккейной команды в течение
всего внимание матча должно быть сосредоточено только иг-
ре.
Но на после каждого из них должно оно с прежней и даже с боль-
шей интенсивностью привлечено быть к игре. Столь разносторонне
проявляется же внимание и у полевых в игроков те несколько де-
сятков секунд, иногда в т. различные В ее
моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение,
и достаточно широкий внимания. объем минуты, которые они в
игре.3.
находятся ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ
Физиологические механизмы внимания очень Его сложны. И. К ним
относится в
первую очередь ориентировочно-
рефлекс. П. Он
служит основой непроизвольного внимания и возникает при
действии и
неожиданных новых
ханизмах в внимания является образование коре в больших полу-
шарий головного мозга <оптимального очагов возбуждения> (по
И. Павлову) открытое и А. П. А. е. Ухтомским явление доминанты
(от глагола доминировать, т. господствовать). А. А. Ух-
томским же введено понятие р б а о ч е й о д м и н а т н ы. Нельзя не отметить также
значения в механизмах (особенно внимания произвольного) вто-
росигнальных влияний, также а взаимодействия коры и подкор-
ковых обозначает, образований.
Оно что возникающие в коре мозга головного очаги
доминирующих возбуждений не какими-то ограничиваются изоли-
рованными пунктами, а сложные образуют системы возбужденных
зон к о с н т е лл я и ц и (созвездия), которые служат механизмом физи-
ологическим внимания.
Р а с с е н я о с т ь особое - состояние человека, при
котором он не может сосредоточить на внимание определенном
предмете, на речи человека, другого на своих мыслях, и дейс-
твиях др. Рассеян-
ность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, на не
отвечает обращения к нему, что-то забывает. Причинами рассеянности могут быть: не-
гативное глубокое переживание (потрясение), болезнь и др. На самом деле
это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих
мыслях, чувствах, т. яркое проявление внутреннего внима-
ния.е.
2. Причем, я считаю, что внимание сильно
связано наиболее с наблюдением. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-
РОСТКОВ НА УРОКАХ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
Как я сказал, уже внимание неразрывно связано с процессами, другими
психическими протекающими у подростков на уроках
физкультуры.
Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного
восприятия предметов и явлений. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Главными предметами такого
восприятия для спортсменов являются они сами их и противни-
ки. Оно
характеризуется
высокой устойчивостью и
особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-
доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Наблюдательностью
называется умение подмечать малозаметные признаки осо-
бенности или предметов и явлений, значение имеющие для познания
их сущности. упражнение Система-
тическое в наблюдении за противником, партнером
по команде, за самим и собой изменяющейся обстановкой сорев-
нований приводит тому, к что наблюдение и внимание становят-
ся свойствами личности спортсмена -- а н б л юд а е т л ь н
о с ь т ю и в н м и а т е л н ь о с т ь ю. Внимательность, как избирательная сознания направлен-
ность на предмет наблюдения, неотделимая сторона
наблюдательности. Например, специальном в исследовании,
проведенном на борцах, важность установлена создания на ос-
нове наблюдения противника.
образа наблюдения Процесс на учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях служит основным познания каналом спортсменом
самого себя,
партнеров и противников
дывания их тактических замыслов реализации и собственных
тактических действий. В структуру входят
знания образа о технике, тактике, стиле поединка, ведения опытности
борца, о его качествах физических (силе, быстроте, выносли-
вости, об ловкости),
эмоционально-волевых
ревновательном на смелости, строении, решительности, настой-
чивости, упорстве) др. и Составленный на основе наблю-
дения образ противника сопоставляется с представлением
спортсмена себе о самом. В оценке перечисленных характерис-
тик больше всего
затруднений эмоционально-
особенности, вызывают и тем в мере, большей чем ниже спортивная ква-
лификация борца. оценивающего Это позволяет наметить действия тактический
план в предстоящей схватке с противником. данным Ориентирами при этом служат признаки стати-
ческие (поза, дистанция, характер и захватов др.
Наблюдение ведется в ходе поединка соревновательного с
целью разгадать отдельные намерения и противника уяснить его
тактический план в (сила, целом.),
динамические скорость, темп и ритм маневри-
рование действий, по ковру и др.) результативные и (ак-
тивность, число удачных и действий, неудачных предупреждений
и др.), функциональные (характер дыхания,
своевременность реакций, мимика и др.).
В другом исследовании изучались различные признаки и об-
манных истинных действий у боксеров. На основании такой текущей информации тактические
действия в вносятся коррекции по ходу схватки. С помощью наблюдения
боксеры различать научаются их в подготовительные моменты момент и
в выполнения действия.
Данная информация
позволяет тактические
твия уже в каждом эпизоде. боевом В первом случае они на ориентиру-
ются дистанцию (она при подготовке больше, финтов чем при
подготовке истинных действий), на характер стойки боксера
(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из
боксеров перед истинным непроизвольно ударом сводит брови).
Таковы назначение роль и наблюдательности и вниматель-
ности и других в видах спорта, особенно спортивных в играх,
где необходимо еще о заботиться согласованности собственных
действий с
действиями партнеров.
3. Наблюдательность и внима-
тельность теснейшим
образом связаны с и
ческим мышлением
спортсменов. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И ВЫВОДЫ РЕКОМЕНДАЦИИ
В физическом воспитании спорте, и как в любой другой
деятельности, внимание является обязательным компонентом. Однако в
условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-
ний формы и проявления функционирования внимания не одинако-
вы.
Без деятельность этого не может быть продуктивной.
В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та
или иная общая цель. Они связаны с овладением
спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-
ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-
Информация о работе Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры