Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:22, реферат
Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное
(произвольное). Принепреднамеренном восприятии мы
не руководствуемся заранее поставленной
целью или задачей — воспринять данный
предмет. Восприятие направляется внешними
обстоятельствами. Преднамеренн
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
На данный момент используются
следующие подходы:
Объектно-оринтированные подходы
(больше используют 1 и2 парадигмы исследования):
1) структурализм (Вундт, Титчинер);
2) гештальтпсихология (Вейтгеймер, Коффка,
Келер);
3) экологическая теория (Гибсон);
Субъектно-оринтированные
подходы (используют больше 3 и 4 парадигмы):
1) теория перцептивного цикла (Найсер).
Подходы и теории восприятия
Структурализм. Вундт, Титчинер – разработал свою собственную
теорию, получившую название структурализма
и представленную им как дальнейшее развитие
взглядов Вундта.
Цель психологии по Титчинеру:
- анализировать конкретное душевное состояние,
разложив его на части;
- найти, каким законом соединяются эти
части;
- привести эти законы в связь с телесной
организацией.
Два механизма: суммация и ассоциация.à
Суммация – гипотеза констант (Коффка)
– перцептивный эффект от суммы ощущений
равен эффекту от всех ее составляющих.
Пример физиологической основы построения
перцептивного образа - принцип специфических
энергий органов чувств (Мюллер).
Ассоциации:
- сходство во времени и пространстве;
- сходство по содержанию;
- конрастность (лучше воспринимаются
и запоминаются конрастные элементы)
- аффективные ассоциации.
Метод аналитической интроспекции. Главная
задача не допустить ошибки стимула.
Гештальттеория восприятия.
М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка.
Основное понятие гештальт – целостность
образов восприятия и несводимость восприятия
к сумме свойств составляющих его ощущений.
Выделяют два мира: мир физических объектов,
мир наших ощущений. Их связь – принцип
изоморфизма (видим квадрат, в мозгу образуется
под действием электромагнитного поля
такой же по форме очаг возбуждения). Идея
психофизиологического параллелизма.
Но для объяснения причин возникновения
психических явлений вводится понятие
феноменального поля как динамического
целого. Единица анализа образов воспрития
в этом феноменальном поле – гештальт.
Законы образования гештальта. М. Вертгаймер
– принцип прегнантности – тенденция
к хорошей форме (пример, слушаем музыку,
выпадает пара нот – не замечаем, восстановление
целостной мелодии).
Частные закономерности прегнантности
(выделенные в экспериментах):
- фактор близости;
- фактор сходства;
- ф.хорошего продолжения;
- ф.общей судьбы;
- ф.объективной установки (однажды воспринятая
структура имеет свойство восприниматься
также в сходных ситуациях).
Принципиальное открытие гештальтпсихологов
– феномен фигуры и фона. Характеристики:
§ фигура имеет строго очерченный контур;
§ фон не структурирован, а фигура структурирована
и имеет предметный характер;
§ фигура кажется ближе, чем фон;
§ фигура выглядит ярче.
Экологическая теория зрительного
восприятия.
Д.Гибсон – теория прямого, непосредственного
восприятия.
Восприятие есть акт извлечения информации
из структур светового потока. Этот акт
предполагает активность субъекта – прежде
всего двигательную (для выявления инвариант).
Акт извлечения информации связан с мотивацией
человека.
Экологическая оптика – на сетчатку попадает
множество световых лучей многократно
отраженных от множества поверхностей.
Вместо термина «стимул», термин – «оптическая
информация» - это то, что извлекается
наблюдателем в процессе перцептивной
активности из объемлющего оптического
строя.
Понятие объемлющего оптического строя
и инвариантных структур светового потока.
Окружающий мир отражает свет – свет приобретает
структуру окружающего мира. Крупные объекты
состоят из более мелких, а эти более мелкие,
из еще более мелких и т.д. Это важный экологический
закон – принцип встроенности (как матрешка)
Структура – совокупность встроенных
друг в друга телесных углов, образованных
гранями объектов. Структурированный
свет создает объемлющий оптический строй.
Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения
сходятся потоки структурированного света.
В структуре светового потока есть инварианты
(связанные с объективными свойствами
мира). Феномены восприятия определяются
инвариантной структурой светового потока.
Гибсон отвергает двойственную природу
восприятия. Значения воспринимаются
непосредственно – они заданы в инвариантах
светового потока.
Видимое поле по Гибсону – это четырехмерное
пространство, включающее в себя временную
координату (сходство с гештальтистами).
Концепция инваринтов:
• инв.изменения освещения (меняются некоторые
свойства оптического строя в среде);
• инв.изменения точки наблюдения (диспаратность
зрения – два глаза, разные поля);
• инв.частного наложения выборок (взгляд
непрерывно скользит вперед- назад, в этом
скольжении есть наложение, составляет
инвариант).
• Инв.локальных возмущений структуры
(перемещение наблюдателя, его головы
относительно тела т.д.)
• Соотношение высот расположенных перед
нами объектов;
• Горизонт
Теория возможностей. Вся информация о
возможностях, необходимых для жизни в
данной экологической нише, задана в инвариантах
светового потока. Пр.: в структуре светового
потока в ситуации зрительного обрыва
содержится информация о возможности
упасть.
Теория перцептивного цикла
У. Найссер.
I. Тип теории.
Субъектно-ориентированная (см. выше).
II. Характеристика теории.
Центральным понятием для теории Найссера
является понятие когнитивной схемы. Норман
сравнивает схемы с семантическими сетями
и сценариями. Семантические сети – наиболее
простое образование, оно нужно для представления
формальных отношений между вещами. Большое
влияние на семантические сети оказывают
прототипы. Сценарий подсказать, что надо
делать дальше, так как сценарии возникают
при ситуациях, которые уже были раньше
(рутина). Пр.: как вести себя в ресторане.
Когнитивная схема – более сложное образование,
это пакет знаний. Когнитивные схемы дополняют
семантические сети, это комплексы знаний
какой-то определенной сферы жизни. Основные
свойства когнитивных схем (по Норману):
• Схема может содержать как знания, так
и правила его использования
• Схемы могут состоять из ссылок на другие
схемы
• Схемы могут быть специальные и общие
Найссер: схема принимает информацию как
только та оказывается на сенсорных поверхностях,
и изменяется под влиянием этой информации;
схема направляет движения и исследовательскую
активность, благодаря которым открывается
доступ к новой информации, вызывающей
новые изменения схемы. См. ниже функции
схем.
Когнитивная схема - средство описания
и фиксации феноменологии, касающейся
знаний человека о мире. Т.е., наши знания
о мире представлены в виде когнитивных
схем.
Основные положения теории:
1) Любая познавательная деятельность
должна рассматриваться в контексте естеств.
целенапр. деятельности.
2) Восприятие должно изучаться в реальных
условиях, в которых живет человек (экологичность).
3) Восприятие должно рассматриваться
как непрерывно протекающий процесс научения.
Аспекты восприятия:
1) это активный познават. процесс (направляемый
когнитивными схемами).
2) это непрерывно развивающийся процесс
(по мере развития знаний чел-ка о мире).
Функции схем.
I. Предвосхищение;
II. Ориентировочно-
III. Интерпретация.
Перцептивный цикл. Компоненты перцептивного
цикла и их функции:
ü Когнитивные схемы. Они направляют перцептивные
процессы
ü Перцептивно-исследовательские реакции.
Они отбирают информацию
ü Фактические стимулы физической среды.