Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а психологи и педагоги получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью нашей работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга, описание механизмов восприятия людьми друг друга.
Введение…………………………………………………………………….…....3
1.1. Характеристика процесса восприятия……………………..…………..….5
1.2. Возрастные особенности восприятия человека человеком………………9
1.3. Характеристика процесса понимания……………………...…………….13
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности понимания людьми друг друга…………………………………………………………………………..…17
1.5. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга………………20
Заключение………………………………………………………………….…..26
Список литературы…………………………………………………………..…28
Курсовая по социальной психологии
Восприятие и понимание людьми друг друга
Г. Санкт-Петербург
2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Характеристика процесса восприятия……………………..…………..….5
1.2. Возрастные особенности восприятия человека человеком………………9
1.3. Характеристика процесса понимания……………………...…………….13
1.4. Возрастные и индивидуальные
особенности понимания людьми друг друга…………………………………………………………………
1.5. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга………………20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
«…Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей…»
Стефан Цвейг
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал знаменитый американский психолог У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания.
В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди. Каковы же истоки понимания человека человеком? Таких истоков по современным научным представлениям немало, и все они способны поставлять нам не только истинные знания о людях, но и заблуждения.
В настоящее время учёные во всем мире изучают и анализируют проблемы, составляющие психологию познания людьми друг друга. Каждый учёный интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в процесс формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека.
Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях. Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных планах освещают процесс психологической интерпретации человеком другого человека как личности. Подробно проблемой восприятия и понимания людьми друг друга занимался русский психолог и учёный А.А. Бодалев, поэтому в данной работе мы будем опираться на исследования и эксперименты этого автора.
Актуальность исследования определяется тем, что знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а психологи и педагоги получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью нашей работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга, описание механизмов восприятия людьми друг друга.
Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. В нашей работе мы подробно рассмотрим процесс восприятия людьми друг друга.
«Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нём как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума. Чувственный образ, который является первой ступенью познания, формируется в процессе построения изображения. Образ человека, как и любое изображение, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия или сходства. Оно характеризуется общностью модальности элементов обоих множеств и общностью принципа их пространственно-временной упорядоченности»..1
Хотя конкретные механизмы формирования чувственного образа изучены ещё недостаточно, однако данные, которыми располагает к настоящему времени наука, позволяют утверждать, что он является эффектом рефлекторных актов воспринимающей системы.
«Материалы исследований Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккера, Б. Ф, Ломова, Е. Н. Соколова, А. Л. Ярбуса и других показывают, что восприятие как рефлекторная деятельность представляет собой сложнейшую систему специфических для каждого рецептора безусловных и условных рефлексов, для которых характерны сложные динамические отношения. Анализаторы, участвующие в актах восприятия, являются афферентно-эфферентными системами. Действуя рефлекторно и трансформируя и передавая сигналы с периферии в центр, они сами настраиваются так, чтобы лучше отбирать поступающую из внешнего мира информацию. После действия раздражителя на рецептор возникает рефлекторная перестройка в функционирующей системе, в результате чего изменяется последующее восприятие раздражителя».2
«Психическое изображение человека, как и любое другое психическое изображение, характеризуется предметностью, которая рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т е. как свойства этого человека. Психическому изображению человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность».3
«И.М. Сеченовым было показано, что очертание лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека. Изменение зрительного образа в условиях постепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и наблюдателем были изучены М.Д. Александровой и Б.Ф. Ломовым. Исследователи выделяют в процессе становления зрительного образа пять фаз. На первой из них имеет место грубое различение общих пропорций объекта и его положения. Эту фазу сменяет фаза «мерцающей» формы. Для третей фазы характерно грубое различение основных деталей. Прежде всего, вычленяются наиболее крупные детали вне зависимости от того, где они расположены. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринимаются детали, расположенные сверху и справа. Различение нижних частей отстает от различения верхних. На этой фазе характерные части контура хотя и отмечаются, но еще нет адекватного отражения их взаимоотношений. На четвертой фазе наблюдается глобально-адекватное восприятие. На пятой фазе образ становится дифференцированным. Контур объекта отражается в полноте его деталей.
Большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ. Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Константность, не будучи абсолютным свойством, не является изначальным свойством и возникает в процессе формирования образа восприятия, по мере все более тонкого различения элементов контура.
Зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупывающие» движения глаз, и эти движения – такой же необходимый компонент зрительного восприятия, как и отражение зрительного образа на сетчатке. Психологами В.П. Зинченко и Б.Ф. Ломовым было установлено, что макродвижения глаз являются составной частью механизма отражения пространственных признаков объектов: их формы, величины, положения. Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.
Особенности облика и
поведения воспринимаемого
Внешний облик и действия
людей могут по-разному
Таким образом, мы изложили свое понимание восприятия человека человеком и выяснили, что оно подчиняется не только законам психологии восприятия, но и физиологическим, физическим и эстетическим законам, в то же время оно имеет свои особенности: возрастные, индивидуальные и профессиональные.
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Развитие ребенка – с момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения, свойственных взрослому. Восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и труде. Известно, что в конце первого – начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обстановки.
«Психолог М.Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от трёх до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В яслях, детском саду, во дворе резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Углублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня) к различению людей по внешним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окружающих. В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются временные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеческое состояние. Об этом свидетельствуют переживаемые маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний». Огромную роль в развитии отражения ребенком действительности, в развитии восприятия им людьми играет школа»5.
Информация о работе Восприятие и понимание людьми друг друга